Инсталляция — достаточно молодой и не до конца сформулированный жанр. Искусствоведы считают, что инсталляция впервые появилась во второй половине XX в. В истории развития жанра упоминают деятельность дадаистов во главе с Марселем Дюшаном, созданные им работы в жанре реди-мейд, конструктивистов во главе с Владимиром Татлиным, Аллана Капроу, работы которого считаются непосредственно предвосхитившими жанр.
sphera.design студия интерактивного дизайна, арт-инсталляций для общественных пространств, мероприятий и брендов
@sphera.design
В 1958 году Аллан Капроу создавал работы, основанные на вовлеченности зрителей, обозначив это термином «environment» («окружающая среда»), чтобы описать некие преобразованные внутренние пространства. Об этом упоминает и российский ученый В.А. Крючкова: «На раннем этапе инсталляция чаще всего представляла обширную скульптурную композицию, окружающую зрителя». Аллан Капроу рассматривал среду как трехмерный пространственный объект, в который аудитория может войти и повлиять на процесс, тем самым, максимально вовлекая аудиторию, не давая ей остаться равнодушной.
Ранние инсталляции Аллана Капроу
Обычно инсталляция занимает большой объем пространства или увлекает зрителя какими-то особыми свойствами — например, визуальными эффектами. Она часто создается специально для конкретного пространства: музея, галереи и других общественных локаций (произведения, которые представлены ВНЕ интерьера, называются паблик-арт, ландшафтные инсталляции). Инсталляции — это концептуальные модели, они создают вокруг себя широкое поле смыслов, в рамках которого могут взаимодействовать различные концепты, привнесенные из визуального искусства, архитектуры, культуры, из исторического или современного контекста.
Инсталляция Athletics Forest, TeamLab
Инсталляция Chiharu Shiota
Инсталляция даже предназначена для того, чтобы зритель с ней взаимодействовал: будто бы дистанция между искусством и человеком отсутствует, что гораздо глубже погружает зрителя в произведение и создает новый тип отношения между творцом, искусством и зрителем. Инсталляция создает принципиально новое как пространство, так и ощущения, которые невозможно испытать в привычном контексте.
Инсталляция «Убежище», Anish Kapoor
Hubris, Atë, Nemesis от Wade Kavanaugh и Stephen B. Nguyen
Этот жанр не всегда стремится понравиться зрителю. Как и многое в современном искусстве, инсталляция хочет сделать вызов, обратиться к человеческим эмоциям, как к позитивным, так и негативным. Как оценить, насколько инсталляция «удачна»? Согласно словам профессора Дженнифер Гонсалес: «Как и любое современное искусство, хорошая инсталляция меняет образ того, как мы видим, чувствуем или думаем о мире вокруг нас».
Знаменитые художники в жанре инсталляции
Яёи Кусама – яркая персона и современная художница из Японии. Известна своей активной творческой деятельностью и большим списком выставок и временных инсталляций.
Успех пришел к Яёи еще в 50-х годах прошлого века, и сейчас она одна из самых известных художниц Японии. Недавно ее включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Кусама вовлекает зрителя в свои проекты, создавая неординарные миры, часто используя в своих работах точки разных размеров и цветов.
Ай Вэйвэй – китайский современный художник и архитектор, куратор и критик, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse».
Вэйвэй активист борьбы за права человека, который публично демонстрирует неприязнь к китайскому правительству. Художник создаёт тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих сегодня в Китае.
Олафур Элиассон — современный датско-исландский художник, мастер создания исключительных визуальных впечатлений. Его инсталляции всегда неординарны и взаимодействуют со светом, температурой воздуха, ветром и водой. Одна из главных тем его творчества – экология.
Аниш Капур – британско-индийский скульптор, член группы «Новая британская скульптура», лауреат Премии Тернера, член Британской королевской академии художеств. Капур стал известен в начале 1980-х как один из членов группы «Новая британская скульптура». Его проекты, как правило, просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. В своих инсталляциях Аниш Капур часто использует зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение.
Почему инсталляции создают такое сильное впечатление на зрителя? На это есть три причины: критическое мышление, вдохновение и эмоции. Авторы высказываются о глобальных проблемах красивым поэтичным языком. Часто инсталляции выдергивают человека из рутины и вбрасывают неожиданную мысль, оценку или идею: они присутствуют вне контекста музея, их можно встретить в торговых центрах, аэропортах и прочих публичных пространствах, где человек не вполне привык ожидать искусство.
Материал с сайта: https://design-mate.ru