Мануэль Лима руководит дизайнерами в Google и развивает проект о визуализации данных VisualComplexity.com. Мануэль — не просто один из самых творческих людей на планете (по версии журнала Creativity magazine), но и человек, который может все превратить в цифры и графики, а графики и цифры — в произведения искусства.
Цохонис Инга, руководитель специальных проектов направления дизайн в онлайн-университете Skillbox, поговорила с Мануэлем о креативности и любопытстве, страхе и эмпатии, сложных клиентах и навыках, которые нужны для достижения успеха в творческой профессии.
Поделитесь инсайтами, которые вы получили за время работы в Google и которые будут полезны дизайнерам и предпринимателям из ИТ-сферы?
В первую очередь, я всем рекомендую инвестировать в UI и UX с первого дня работы над проектом: начали думать над концептом — сразу думайте о пользовательском опыте. Клиентов не заманишь одной «инновационной начинкой». Люди стали придирчивы к визуальной составляющей приложений и веб-сервисов, поэтому сегодня важен баланс между содержимым продукта и его «внешностью».
Второй инсайт заключается в следующем: нужно помнить, что пользовательский опыт — не только про интерфейсы и расположение кнопок. User Experience — это история про эмпатию, про умение через сопереживание понять, что нужно людям. Изучение пользовательского опыта — это изучение потребностей целевой аудитории.
На самом деле, эмпатия — это суперсила, но ее важность часто недооценивается в бизнесе. Именно эмпатия позволяет создавать продукты, которые выстреливают и становятся частью нашей повседневности. Новые технологии — это, конечно, круто, но оглянитесь вокруг: стартапы, которые изменили индустрию, сделали это не благодаря техническим новинкам, а благодаря тому, что они закрыли какую-то потребность.
Я заметил следующую вещь: самые успешные дизайнеры — не те, кто лучше всех знают Photoshop, а те, кто умеют общаться с клиентами и формулировать свои мысли. Плюс это те специалисты, у которых есть суперспособность, о которой речь шла выше, — эмпатия.
Но самые важные навыки, если их можно так называть, — это страсть к тому, что ты делаешь, и любопытство. К сожалению, им нельзя научиться в школе и институте.
Мне повезло, потому что моя мама была невероятно любопытным человеком: все вокруг вызывало у нее живой интерес. И при этом она всегда обращала мое внимание на красоту вокруг, показывала, как что-то привычное может натолкнуть на мысли о чем-то глобальном. В общем, своим неуемным любопытством я обязан именно ей.
Но есть хорошая новость: любопытство — это мышца, и ее можно натренировать. То есть даже если тебе по умолчанию ничего не интересно, это поправимо. Для этого есть различные методики, например, можно вести дневник и фиксировать в нем вещи, которые тебя удивили, вещи, за которые ты благодарен окружающим.
Как и в спорте, здесь самое главное — ежедневные тренировки, поэтому периодически приходится буквально заставлять себя быть любопытным. Но я считаю, это того стоит, потому что без любопытства ты застреваешь на месте. Мне нравится метафора с дверьми: любопытство позволяет нам открывать новые двери, как бы это не было страшно, ведь за дверью может скрываться все, что угодно. Но открывать двери надо, потому что за ними также кроются и новые возможности.
Я не использую никаких методик для поиска идей и развития креативности: как уже сказал, мне хватает моего природного любопытства, чтобы забредать в абсолютно непредсказуемые сферы и находить там вдохновение. Именно благодаря любопытству я смог пройти путь от промышленного дизайна к визуализации данных.
Но я слышал, что можно активизировать креативные процессы в мозгу с помощью прогулки на свежем воздухе и душа. Не знаю, может, звуки воды напоминают нам о природе? Хотя мне больше нравятся звуки кофейни: в разговорах людей, шуме кофемашины есть что-то успокаивающее, что-то, что помогает сконцентрироваться.
В двух вещах я уверен точно: во-первых, нельзя придумать классную идею, сидя за рабочим столом и уставившись в монитор. Во-вторых, для каждого существует своя комбинация из внешних факторов, которая служит триггером для запуска креативных процессов, и необходимо найти свой рецепт.
Да, между прочим идею для одной из своих книг я как раз получил на конференции. После презентации, на которой я показывал примеры организации данных, кто-то из зала спросил меня, почему все графики — это круги.
У меня тогда не было ответа на этот вопрос, но наблюдение засело у меня в голове. Я начал изучать тему, в итоге погрузился в нее настолько, что появилась моя «Книга Кругов».
Я думаю, оба способа имеют право на существование, но я больше склоняюсь к офлайн-инструментам, просто потому что вырос на них. Например, я много читаю. Причем, я читаю обо всем, кроме дизайна — книги по психологии, истории, социологии — это невероятно интересно.
Почему кроме дизайна? Потому что, когда ты работаешь в индустрии, ты понимаешь, что все это уже слышал миллион раз, но люди все равно продолжают рассказывать и писать об одном и том же.
Это задача, для решения которой меня и наняли в Google, точнее, это то, чему я должен был научить дизайнеров. К решению данной проблемы надо подходить с двух сторон. Во-первых, создаем доказательную базу. С фактами труднее спорить, чем с такими аргументами, как «мне нравится», «это сейчас в тренде». Но тем не менее, многие дизайнеры упорно продолжают руководствуются ими, когда делают работу и когда защищают ее перед заказчиком. Часто у креативных специалистов нет ни одного доказательства, чтобы подкрепить свое «я так вижу». Во-вторых, строим доверительные отношения с клиентами. Без доверия трудно доказать свою точку зрению, даже имея в распоряжении все необходимые цифры.
Таким образом, по сути ничего нового: необходимо изучать целевую аудиторию, тестировать идеи уже на ранних стадиях и всегда объяснять заказчикам свою позицию на цифрах. Это должно стать основополагающим принципом работы, ежедневной рутиной, и тогда разговоры с клиентами будут легче и продуктивнее. А главное, вы сможете добиваться результатов, которые всех устраивают: и вас, и клиентов, и конечных потребителей.
Здесь стоит сделать небольшую ремарку: среди клиентов есть так называемые диктаторы, на которых ничего не действует. Точнее, почти ничего не действует. Каждый дизайнер, наверно, хоть раз встречался с таким клиентом: «я люблю оранжевый цвет, а значит логотип должен быть оранжевым и точка». Здесь проще всего прекратить сотрудничество, потому что ни доверие, ни цифры не поколеблют позицию такого заказчика.
Но я не зря сказал «почти», потому что нет ничего невозможного. Продать идею в сложных ситуациях можно с помощью активации суперсилы — эмпатии. Если узнать ценности такого клиента, познакомиться с его убеждениями и докопаться до источника любви к оранжевому цвету, то этим знанием можно оперировать, чтобы доказать свою точку зрения.
Конечно. Я думаю, любой успешный дизайнер со мной на этот счет согласится. Важно не только придумывать идеи, но и уметь их продавать. Причем речь идет не о приукрашивании действительности или манипулировании фактами, а о работе с потребностями. То есть описывать свою концепцию или дизайн необходимо понятными для заказчика категориями. Ты можешь сделать невероятно крутой дизайн, используя последние тренды и самые свежие фишки, но для заказчика это не главное. Для него главное что-то другое, и вот об этом (а не о трендах и фишечках), надо рассказывать, когда продаешь свою концепцию.
Есть много психологических приемов, которые можно использовать в сложных ситуациях. Например, начинать разговор с комплимента. Подобная тактика эффективна, если вам предстоит отстаивать свою точку зрения и защищать свою теорию. И особенно эффективна, если предстоит сложная коммуникация с критикой, разбором полетов, разногласиями.
Проверено много раз на личном опыте: стоит начать встречу с приятного замечания, и переговоры будут менее напряженными. Это можно объяснить тем, что человек, получивший комплимент, становится более восприимчивым к аргументам от человека, который этот комплимент озвучил.
Я человек действия: вначале творю, потом сижу и думаю о том, что я натворил. Действовать — значит открываться и показывать ту сторону себя, которую раньше никто не видел, а в такой позиции человек уязвим. Действовать — значит рисковать, потому что многие посчитают твои поступки ошибочными.
В творческих профессиях действие как таковое вряд ли может нанести вред окружающим, но от этого не становится проще, потому что оказаться в ситуации, когда люди тебя критикуют или смеются над тобой — очень страшно. Я знаю, о чем говорю, потому что прошел через это. Более того, я уверен, что любой человек, который чего-то добился, прошел через это.
Как справиться со страхом? Во-первых, нужно принять тот факт, что активные действия — единственный способ достичь своих целей. Во-вторых, смириться с тем, что всегда будут люди, которым не понравится то, что ты делаешь. Кто-то будет аргументированно тебя критиковать, а кто-то безжалостно назовет ерундой весь твой труд, в который было вложено столько сил и времени. И главное, надо научиться трансформировать опыт — и удачный, и неудачный — в точки роста, которые будут раз за разом выводить тебя из зоны комфорта. В зоне комфорта, конечно, уютно и безопасно, но я уверен, что настоящая жизнь начинается за ее пределами.
И возвращаясь к страсти и любопытству. Надо тренировать любопытство и использовать его для поиска сферы или проекта, которые будут тебя «драйвить». Усилия стоят того, потому что такая работа приносит счастье. А счастье, которое ты получаешь, занимаясь любимым делом, сильнее страха.