→ Рождение композиции и объединение силовых полей
У каждого объекта есть свое силовое поле, и если начать приближать объекты друг к другу, то в какой-то момент эти силовые поля начнут взаимодействовать, формируя композицию. Их влияние будет усиливаться пропорционально приближению, и падать при удалении. Наибольший элемент будет затягивать наименьший в свой силовой центр.
Объединившись в композицию, объекты уже будут иметь одно общее силовое поле.
Далее если начать приближать композиции со своими силовыми полями друг к другу, то мы получим тот же эффект, что и вначале, — сформируется новая композиционная форма, только она уже будет содержать в себе свои внутренние композиции и свои поля.
→ Равновесие
Люди тяготеют к равновесию форм, что создает психологический комфорт, гармонию в композиционной среде.
Чтобы сформировать композицию, дизайнеру требуется найти баланс сил, при котором ни один из элементов не будет визуально отталкиваться или притягиваться к другому. Объекты как бы застынут в невесомом единстве одной системы.
Но не стоит путать равновесие с простым равенством величин. Равновесие зависит от точки композиционного центра, динамики масс, ритма, от фактур, тональных отношений и т.д.
В сбалансированной композиции каждый элемент находится в устойчивом положении, при котором внешние силы действующие на него равны нулю. В несбалансированной композиции элементы постоянно стремятся к изменению своего местоположения или формы, а значит воспринимаются как незавершенные, незаконченные. Это подвешенное состояние неопределенности с отсутствием какого либо вывода, создает невозможность точно идентифицировать мысль дизайнера: один объект перевешивает другой своей массой; расстояние между элементами слишком маленькое, и они тяготеют друг к другу настолько сильно, что вызывают излишние напряжение стирается важность и второстепенность, рушится иерархия.
Существует перцептивное — то как мы ощущаем, — и физическое равновесие.
Объект может восприниматься совершенно не уравновешенно сам по себе, падать, вылетать за пределы композиционной формы, но в связке с другими элементами быть в композиционной гармонии, где найден баланс одновременно в движении и статике.
В начале добейтесь равновесия, а уже потом экспериментируйте добавляя, ритм, динамику, асимметрию.
Важно помнить, что у каждого композиционного решения есть своя задача. К примеру в UI/UX дизайнеры, работая с интерфейсами тоже строят композиции, но их задача правильно распределить баланс информации, максимально упрощая её восприятие. Композиции в такой среде будут самыми нейтральными. Эти многоуровневые системы напоминают модульные здания, города, в которых каждый элемент сбалансированно работает с окружением.
Но когда нам нужно передать определенный характер, построить рассказ, создать динамику, напряжение. Тогда требуются другие методы построения композиций. Тут можно нарушать правила, смещать акценты, создавать умышленный дисбаланс размеров и форм. Но не смотря на возможно сильную визуальную напряженность, в таких композициях должен оставаться баланс и гармония.
Композиции не формируется в пустоте, а имеют свои границы и рамки. Это может быть кадр, экран смартфона, или карточка товара, виджет, новостной слайдер, меню. и т.д. Помимо того, что объекты действуют друг на друга внутри этих форм, также и сами формы имеют свои силовые поля, являясь неотъемлемой частью композиции.
Некоторые формы имеют четкие видимые границы, некоторые условны и невидимы.
→ Силовые поля композиционных форм
Силовые поля в композиционных формах распределяются следующим образом:
В зависимости от позиции занимаемой объектом в форме, силовые поля будут оказывать на него свое воздействие. Как видно из схемы, объекты будет притягиваться центром и краями. Чем ближе объект будет расположен к энергетическим потокам, тем сильнее будет затягивать его в центр источника силы. В центральной точке объект замрет на месте, — это место покоя всей композиции. Тут нет движения.
Но стоит сместить объект, как на него тут же начнут действовать силы краев композиции. Если объект продолжить двигать к краю, то в какой-то момент напряжение между краем и объектом настолько усилится, что визуально будет казаться, что объект сначала обездвижено прилипнет к краю формы, потеряв контроль над собой, а в какой то момент энергия может прямо выбрасывать его за пределы.
Вся идея композиции в том, чтобы создать гармонию энергии между объектами, в которой нет излишнего напряжения, из-за которого может идти существенный перевес, и потеря контроля.
→ Акценты в композиции
В архитектуре, по мнению Сергея Чобана, баланс сил формируется в пропорциях 30:70. Это значит что 70% зданий работают, чтобы направить внимание на остальные 30%, которые являются икононическими постройками, такими как памятники архитектуры, модерновые здания, небоскребы и т.д.
Этот правило применимо и в построении композиции, когда 20–30% отводится на акцентную зону, а остальное пространство нужно чтобы этот акцент удержать.
Перевес в пропорциях создаст смещение, и размоет точку фокуса, композиция потеряет баланс.
Важному объекту не следует давать больше 20–30% площади композиции. Если дать больше, то он начнет давить на окружение, если меньше — исчезнет в нем.
→ Смысловой магнетизм
Работая с информацией, важно учитывать привязанность тех или иных её частей друг к другу по смыслу. Силовые поля при этом формируются не размером, формой и контрастом, а привязанностью той или иной информации друг к другу в контексте.
→ Пять способов концентрации внимания на главном объекте
01. Линии фона направляют внимание на главный объект