Есть невидимая, но важная граница. Черта, которая разделяет между собой hard и soft skills. Лежит между специалистом и руководителем. Между самозанятым фрилансером и предпринимателем. За этой чертой лежит область ничем не ограниченного масштаба действий и свершений, мыслей и навыков, энергии и времени. Зона не ограниченной продуктивности и дохода. И эта граница проходит через линию плеч.
Начнем с простого. Есть условное разделение, между hard и soft навыками, необходимыми для работника.
HARD-skills — это очень конкретные навыки и умения, чаще всего в узкой предметной области. Их легко стандартизировать, им легко обучать. Их просто тестировать и проверять. А значит подтверждать сертификатами и дипломами.
Ключевое в них то, что используя этот навык ты работаешь лично, одна задача в одну единицу времени, а эффективность от использования навыка линейная.
— Я называю их «работать руками».
SOFT-skills — так называемые «мягкие» навыки. Связаны с личностью человека. Его интеллектом, креативностью и воображением, изобретательностью, характером, самоорганизацией, волей и дисциплиной, эмоциями и эмпатией, коммуникацией, лидерством, взаимодействием с окружающими и т.д. и т.п. Их еще называют мета-навыками, т.к. область их применения находится за пределами конкретной предметной области, либо легко переносима.
Ключевое тут то, что почти все процессы происходят в голове, часто во взаимодействии с другими людьми, а результат их использования дает нелинейный эффект.
— Я называю их «работать головой».
Один из самых частых запросов ко мне на менторинг — это запрос Перехода. Движения по карьерной лестнице из специалиста в руководителя. Перехода из найма, на вольные хлеба, в свою практику. И как из самозанятого фрилансера перейти в предпринимателя.
Если коротко, то эти переходы возможны только через два параллельных, но взаимосвязанных процесса: через «прокачку головы» — обрастание недостающими soft-навыками и через «обрубание рук» — сокращения или даже прекращения выполнения hard-задач своими руками.
N.B.
Мне проще приводить примеры из моей предметной области — дизайна. Но, чем бы вы не занимались, принципы и даже soft-навыки будут идентичны. Я не ставил целью составить точную карту навыков, а скорее хотел проиллюстрировать сам принцип.
Допустим, есть специалист, дизайнер. Хороший и уверенный исполнитель, который уже в совершенстве умеет делать свою работу — реализовывать порученные ему дизайн-проекты. И он задумался о продвижении по карьерной лестнице.
Чтобы стать младшим-руководителем, дизайн-лидом, ему нет необходимости делать дизайн еще лучше. И хотя он умеет делать свою работу, как исполнитель, лучше многих, это никак не приближает его к соответствию должности. Ведь ему теперь нужно уметь руководить, брать ответственность за результат команды, планировать, делегировать, разделять работу на фронты с учетом сильных и слабых сторон членов команды, ставить и объяснять задачи, контролировать и направлять их выполнение, поощрять и наказывать, подбадривать, убеждать, вдохновлять, отвечать на вопросы, договариваться и искать компромиссы, слышать других, выбирать лучшие решения, решать конфликты, защищать и аргументировать решения и многое-многое другое.
Заметь, что тут ни слова не сказано о его hard-навыке дизайна. Для этой должности они уже вторичны. Но, как в любом профессиональном коллективе, спецы уважают спецов. А значит, чтобы лидировать в команде, этот навык должен быть на высоком уровне, достойном уважения коллегами.
Чтобы продвинуться еще далее, на позицию старшего руководителя, арт- или дизайн-директора, описанных выше навыков уже недостаточно. Переговоры, мышление, прогнозирование и стратегия, решение бизнес-задач, менеджмент, процессы и планирование, внутренняя и внешняя политика, распределение ресурсов людей, времени и денег, накопление и передача опыта и знаний, кадровые вопросы найма, развития, удержания и увольнения… и т.д. и т.п. Это я насыпал лишь крупными мазками, те навыки, которые ему предстоит освоить.
⠀
Другие переходы
Чтобы наемный сотрудник стал самозанятым фрилансером ему потребуется также обрасти недостающими навыками. Бегло. Самопрезентация и ведение портфолио. Нишевание, базовый маркетинг и продвижение. Уметь искать и находить клиентов. Убеждать и вести переговоры. Торговля, ценообразование, минимальная финансовая грамотность и делопроизводство. Планирование, самоорганизация, управление временем. Аргументация и презентация решений.
А чтобы этому же фрилансеру стать предпринимателем, ему уже нужно начать привлекать к своей работе других людей. Как объединяясь в союзы и банды фрилансеров, так и с привлечением наемных сотрудников. А это означает, нужно обрасти навыками младшего и старшего руководителя (см. выше) и еще кучей других. Кажется, тут уже не помешает лидерство, харизматичная вера и большая мечта, способная заряжать других, стрессоустойчивость, self- и energy-managment.