Мы только и слышим: будущее за голосовыми интерфейсами, они радикально изменят нашу повседневную жизнь. А если вы скептически относитесь к Siri и разочарованы Alexa, нужны ли вам такие перемены?
Давайте разберем все плюсы и минусы голосовых интерфейсов, действительно ли они заслуживают всей этой шумихи?
Технологии меняют мир, мир меняет технологии
С началом пандемии, когда тачскрины и кнопки стали вызывать ужас, голосовое управление обрело новые неожиданные плюсы. Пару лет назад если бы кто-то прокричал в телефон: «Покажи мне погоду», его сочли бы сумасшедшим. Сегодня это в порядке вещей. И хотя вокруг полно ретроградов — таких же, как я — сложно представить, что новые поколения, которые придут на смену зумерам и «альфа»-детям, будут использовать клавиатуру или сенсорный дисплей, а не управлять гаджетом с помощью голоса. Это как лавина, которая начала свое движение — то, что она вас накроет, всего лишь дело времени. И правда, зачем всё усложнять с инструментами UI, когда инструмент общения — голос — подберет ключик к любому устройству на интуитивном уровне?! И что в итоге? Если клавиатура для нас всегда была просто «железом», то виртуальные ассистенты — почти что друзья.
Существуют разные типы речевых технологий:
- Автоматическое распознавание речи (САРР) — другими словами, преобразование голоса в цифровые данные, например, в текст. Именно эта технология лежит в основе Siri и Alexa.
- Синтез речи — а именно, компьютерное моделирование голосового сообщения на основе текстового. Как известно, это очень популярная функция в Тик-Ток.
- Верификация голоса — т.е., голосовая биометрия.
Содержание статьи
Штука, облегчающая жизнь
Если говорить максимально просто, голосовой интерфейс — это такая штука, которую придумали, чтобы нам всем облегчить жизнь. Представьте ситуацию: вам вдруг захотелось узнать, сколько лет Канье Уэсту. При этом вы за рулем и не можете открыть браузер в телефоне, чтобы найти в поисковике нужную информацию. Не вопрос — голосовой помощник всё сделает за вас.
Речевые технологии сейчас активно внедряются во всех сферах. Их присутствие особенно заметно в медиа, производстве, образовании и даже в финансовом секторе. Теперь банковские операции можно совершать в удаленном режиме, и всё благодаря технологии верификации голоса. Киноиндустрия использует систему распознавания речи для экономии времени на создание субтитров. Голосовой контроль помогает слабовидящим людям почувствовать себя полноценными членами общества.
Начиная с 2020 года голос является ключевым элементом пользовательского интерфейса и по этому принципу теперь можно отличить высокотехнологичные сайты от всех остальных.
Какие бывают?
Эксперты из Nielsen Norman group предлагают различать 5 видов голосовых интерфейсов:
- Голосовой ввод. Мы все знаем, как это работает. Достаточно сказать «Окей, Google» или «Привет, Siri», а затем озвучить запрос.
- Естественный язык. Почти то же самое, что и голосовой ввод. Разница только в том, что для такого виртуального помощника не важны формулировки, он сможет распознать как четкую, предельно лаконичную голосовую команду, так и естественную речь.
- Голосовой вывод. Выходящая информация произносится голосом, а не выводится на экран.
- Интеллектуальная интерпретация. Прежде чем выполнить запрос, виртуальный помощник тщательно его анализирует, а для этого использует контекст — например, учитывает действия, которые пользователь совершал ранее.
- Содействие. Высший пилотаж. Виртуальный помощник анализирует ситуацию и предлагает решения задач, которые пользователь даже не запрашивал. Вот оно — то самое будущее из фантастических фильмов с роботами, которые умеют читать наши мысли!
Что дальше?
Голосовые технологии активно набирают обороты — сейчас им отдают предпочтение уже 40% пользователей. Даже если вы не любитель новшеств, эта тенденция со стопроцентной вероятностью настигнет и вас. Потому что голосовое взаимодействие — это уже не альтернатива, а, похоже, единственный путь развития клиентского сервиса. Как когда-то Интернет и смартфоны, голосовое управление окончательно поглотит все сферы нашей жизни и полностью переосмыслит их.
Согласно прогнозам, к 2025 году мировой рынок виртуальных ассистентов вырастет на 17,2%, т.е. до 26,8 миллиардов долларов. Это уже совсем другая математика. Ни в коем случае не умозрительная.
Сегодняшняя действительность такова, что даже розетки оснащены голосовым управлением, не говоря уже об автомобилях и смарт-ТВ. Если в 90-х компании повально разрабатывали стратегию экспансии в Интернет, в 2000-х — стратегию по доминированию в поисковой выдаче, в 2010-х — стратегию маркетинга приложений, то теперь, видно, пришло время подумать над новой стратегией, которая сосредоточится вокруг голосовых интерфейсов. Другого пути просто нет.