На выставках скандинавского дуэта Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета, живущих и работающих в Берлине, зрителя всегда ждут неожиданности. Вот и сегодня в Whitechapel Gallery, одной из самых известных институций Лондона, работающих с современным искусством, они выстроили целый бассейн, имеющий как новые смыслы, так и отсылающий к их прославившейся работе с утонувшим коллекционером.
Знаменитый дуэт знает, как изящно поиздеваться над различными догмами, пороками, да и просто всеобщим помешательством на чем-либо. Их ответ мачистским памятникам с героями на конях — огромный мальчишка на лошадке-качалке — красовался на четвертом постаменте Трафальгарской площади. Их фейковая ярмарка современного искусства с безликими белыми стендами, объектами и фигурами занимала огромную площадь на выставке в Шанхае. А табличками «Продается» были украшены многие шедевры Музея Виктории и Альберта во время их выставки-интервенции в этих стенах.
И таким ядром-насмешкой новой экспозиции «Как мы прикусываем язык» в Whitechapel Gallery как раз стал выстроенный в галерее безлюдный бассейн, еще хранящий запахи и вещи будто недавно покинувших его людей. История, придуманная художниками, гласит, что это общественное пространство, едва ли не столетие служившее на благо всем, теперь продано и на его месте будет возведен элитный отель-спа для сверхбогатых. Это и прямой разговор о социальном неравенстве, и укол бывшему мэру Лондона, печально известному подобными «проектами».
Инсталляция с бассейном была выполнена специально для этой первой масштабной выставки Elmgreen & Dragset в Великобритании, а в экспозицию включены и другие их известные произведения из различных музеев и частных коллекций, включая инсталляции с «забытым» младенцем, мальчиком и ружьем на стене, переплетенными трубами писсуаров и многое другое.