В московском «Манеже» открылась выставка «Viva La Vida. Фрида Кало и Диего Ривера», посвященная истории любви двух художников. В экспозиции — более 90 произведений на двоих: живопись, рисунки, литографии, а также фотографии и вещи.
Душераздирающая история отношений Фриды и Диего знакома даже тем, кто не интересуется искусством, она была увековечена в фильмах и книгах, которые стали бестселлерами. Нынешняя выставка в «Манеже» — попытка проследить любовную линию в искусстве двух выдающихся авторов.
Сегодня Фрида намного известнее, чем ее супруг Диего Ривера, но при жизни всё было с точностью наоборот. Коммунист Ривера являлся просто глыбой мексиканской монументальной живописи, а Фрида была всего лишь неизвестной молодой художницей. Их встреча, когда она принесла показать свои работы мэтру, стала роковой. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — писала Фрида в своем дневнике.
В ее работах тема душевной боли из-за отношений с Риверой, который не раз давал повод для ревности, не менее важна, чем физическая боль. Фрида часто рисовала себя в паре с Диего либо изображала его в виде кружка-бинди на своем лбу в автопортретах. На выставке можно увидеть знаменитое полотно «Сломанная колонна», где художница изображает страдания, которые ей приходилось терпеть ежедневно. А в картине «Больница Генри Форда» она показывает то, что пришлось пережить во время аборта.
Диего же включал изображения Фриды в свои настенные росписи, делая ее одним из своих пассионарных персонажей. В Москве собрали панораму живописи художника — от увлечения постимпрессионизмом до реализма. Впервые здесь показывают четырехметровое полотно «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, которую в 1955 году Ривера передал в дар СССР. Кроме того, можно будет увидеть его «русские рисунки», сделанные во время второго визита в Советский Союз в 1956 году.
Документальная сторона отношений художников также представлена в экспозиции. На выставке есть фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало. Повседневная жизнь Фриды была запечатлена в снимках Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала художницу, а также в фотографиях Николаса Мюрея, являвшегося одним из ее возлюбленных.