Современный бизнес предоставляет довольно много инструментов и метрик для расчета различных показателей успеха. В какой бы нише вы ни находились, независимо от размера и масштабов вашего бизнеса, в определенный момент вы обязательно столкнетесь с ROI. Если вы впервые видите этот термин или у вас просто не было необходимости изучать его раньше, то, скорее всего, сейчас настало время все же узнать, что такое рентабельность инвестиций.
ROI – важный показатель, поскольку он помогает вам понять общее влияние конкретного проекта на весь бизнес, что делает его отличным инструментом для создания более полной картины проекта до его реализации. Хотя расчет рентабельности инвестиций сам по себе является довольно простой математической операцией, рассчитать его не всегда легко, поскольку зачастую на практике невозможно выразить определенные выгоды и затраты проекта. Это особенно актуально для ИТ-сферы, где не всегда легко показать преимущества, например, решения для аварийного восстановления, которые на первый взгляд кажутся огромными инвестициями без каких-либо ощутимых выгод. Распространенным примером также является сложность количественной оценки преимуществ внедрения ERP (планирование ресурсов предприятия) или любого другого бизнес-решения.
Если ROI для вас незнакомое модное словечко, просто читайте дальше, и мы поможем вам с этим разобраться.
Содержание статьи
Что такое рентабельность инвестиций
Проще говоря, рентабельность инвестиций — это показатель для определения прибыльности вложений. Он сравнивает, сколько вы инвестировали в бизнес, с тем, какую прибыль вы получили. Этот относительно простой математический расчет позволяет вам оценить, насколько успешными были или будут ваши инвестиции в конкретный проект, а также сравнить его эффективность с другими подобными проектами.
Расчет рентабельности инвестиций направлен на прямое вычисление суммы прибыли от конкретных инвестиций по отношению к стоимости этих инвестиций. Он может быть выполнен сам по себе с целью измерения результатов отдельных усилий или как часть более сложного подхода, целью которого является создание основы для бизнес-кейса, предложения или проекта. Общая рентабельность инвестиций компании также считается ключевым показателем для оценки того, насколько эффективно управляется бизнес.
ROI обычно выражается в процентах, чтобы вы могли иметь четкое представление о прибыли, поскольку использование точных сумм иногда может дать нам ложное представление об успехе или убытке. Важно отметить, что рентабельность инвестиций не включает в свой расчет период удержания или ход времени, поэтому это может привести к тому, что вы не сможете воспользоваться возможностями для инвестирования в некоторые другие проекты.
Как рассчитать рентабельность инвестиций
Расчет рентабельности инвестиций — это, конечно, не ракетостроение, хотя понять его влияние может быть не так просто, как сам расчет. Вам просто нужно разделить прибыль от ваших инвестиций на стоимость инвестиций и умножить ее на 100, чтобы получить процент. Формула довольно проста и понятна.
Например, предположим, что вы сделали инвестицию с прибылью в 100 долларов, которая обошлась вам в 100 долларов – рентабельность инвестиций составит 1, или 100%, если выражать ее в процентах. Сумму, которую вы заработали на инвестициях, часто называют чистой прибылью или чистым инвестиционным доходом.
Итак, просто для того, чтобы сделать формулу как можно более понятной:
- Чистый инвестиционный доход или чистая прибыль — это прибыль, которую вы получаете от инвестиций после оценки затрат, которые вы уже вложили
- Стоимость инвестиций — это вся сумма денег, которую вы вложили в определенную инвестицию.
Это стандартная базовая формула, которая имеет широкий спектр применения – ее можно использовать в маркетинге, продажах и в любом бизнес-проекте, когда вам нужен четкий показатель прибыльности. Существуют также другие, отличающиеся формулы рентабельности инвестиций, которые учитывают различные факторы, такие как время или инвестиционная база. Вот почему важно знать, какая формула использовалась в конкретном случае, поскольку каждое уравнение измеряет конкретные наборы инвестиций.
Как использовать ROI
Рентабельность инвестиций — это быстрый способ понять влияние ваших инвестиций на ваш бизнес. Вы можете использовать ROI для оценки различных стратегий продаж, принятия решения о том, следует ли нанимать новых сотрудников, и в целом для получения представления о прибыльности любых инвестиций. Вы также можете применить эту формулу к своему личному бюджету, а также к своему бизнесу, просто имейте в виду, что рентабельность инвестиций столь же реалистична, как и факторы, которые вы включаете в ее расчет.
Вы можете использовать ROI всякий раз, когда вам нужно оценить любой тип расходов. Например, анализ рентабельности инвестиций обычно используется для оценки стоимости рекламы. Если инвестиции в рекламу в размере 5000 рублей привели к прибыли от продаж в размере 75 000 рублей, это означает, что рентабельность инвестиций в рекламу составляет 1500%. Проценты дают очень четкое представление о том, какие усилия были оправданы.
Как правило, считается, что годовая рентабельность инвестиций в размере 7% или более является хорошей рентабельностью. Поскольку это часто зависит от множества различных факторов, включая отрасль, выгоды и расходы, хорошая рентабельность инвестиций может означать очень разные значения в разных сферах деятельности. Вместо того чтобы искать определения хорошей рентабельности инвестиций в вашей отрасли, возможно, было бы разумнее попытаться ответить на такие важные вопросы, как, какой риск вы можете позволить себе взять на себя, какую прибыль вам нужно получить и что делать, если вы понесете убытки. Только после того, как у вас будут четкие ответы на эти вопросы, имеет смысл производить расчеты для получения хорошей рентабельности.
Недостатки расчета рентабельности инвестиций
ROI, без сомнения, является очень полезным инструментом для оценки коэффициентов прибыльности, но он не идеален. Наиболее часто упоминаемым недостатком ROI является его неспособность учитывать время в уравнении. На первый взгляд некоторые инвестиции могут показаться очень прибыльными, но, когда вы понимаете, что для получения определенной прибыли потребовалось более пяти лет, картина становится совершенно иной. Затем вы сравниваете эту инвестицию с какой-то другой, которая принесла меньшую прибыль, но всего за год, и уравнение становится все более и более сложным. Именно по этой причине постоянно появляется множество вариантов рентабельности инвестиций, направленных на включение более значимых факторов и предоставление более реалистичной картины прибыльности.
Второй недостаток ROI заключается в том, что он не учитывает нефинансовые выгоды. Если определенная инвестиция принесла в вашу жизнь слишком много стресса и привела к потере ценных сотрудников, ее прибыльность сомнительна, как бы хорошо ситуация ни выглядела на бумаге. Нефинансовые факторы могут показаться несущественными, тем не менее, их влияние реально и часто очень сильно. ROI — это всего лишь базовый инструмент, и его определенно следует использовать для общего представления, но для получения более точного изображения вам придется либо настроить формулу рентабельности инвестиций в соответствии с вашими потребностями, либо использовать вместе с ней некоторые другие инструменты.
Инновации ROI
Из-за первоначальных недостатков ROI с годами появилось много инновационных формул. Термин «социальная отдача от инвестиций» или SROI был разработан в конце 90-х годов с целью получения более широкой картины за счет учета нефинансовых факторов, таких как социальные и экологические показатели. SROI особенно полезен для понимания ценности определенных проектов в рамках практики социально ответственного инвестирования. Социальная отдача от инвестиций считается ориентированной на конечный результат и учитывает более широкое влияние экономической, экологической и социальной ценности. Оно суммирует эти результаты в осязаемые денежные ценности. Расчет SROI выглядит следующим образом: чистая приведенная стоимость выгод/чистая приведенная стоимость инвестиций.
Маркетинг в социальных сетях имеет очень специфические показатели и потребности. Таким образом, рентабельность инвестиций в статистику социальных сетей определяет влияние и успех кампаний в социальных сетях. Он может, например, предоставлять информацию о том, сколько кликов или лайков было получено в результате конкретной единицы усилий. Аналогичным образом, рентабельность инвестиций в маркетинговую статистику направлена на определение доходности, получаемой в результате рекламы или маркетинговых кампаний.
Поскольку отсутствие учета времени, затраченного на проект, часто упоминается как один из самых больших недостатков ROI, формула рентабельности инвестиций в годовом исчислении пытается учитывать продолжительность инвестиций заинтересованной стороны.
В образовательной нише создается интересный вариант ROI для определения объема изученной и сохраненной информации в качестве отдачи от определенной образовательной программы. Поскольку экономика постоянно меняется и развивается, мы можем только ожидать, что в будущем будет все больше и больше вариантов ROI.
Что такое ROI в маркетинге
Анализ рентабельности инвестиций особенно ценен для маркетологов. Ваши инвестиции в маркетинг напрямую влияют на успех вашего бизнеса, а точнее на результаты продаж. Поэтому знание того, какие маркетинговые инвестиции окупились больше всего, может также предоставить вам гораздо больше полезной информации о характере и привычках ваших клиентов, помимо прибыли, которую они принесли вашему бизнесу. Не говоря уже о том, что это помогает вам получить еще больше прибыли, не тратя время и средства на усилия, которые не окупаются в значительной степени.
Например, ROI может помочь вам определить, что лучше для вашего продукта: офлайн или онлайн маркетинговая кампания. Запустив оба варианта, вы сможете оценить, какой из них принес вам больше прибыли. Единственное, анализ ROI маркетинга не всегда так прост, особенно для офлайн-кампаний. Трудно измерить прибыль от офлайн-кампании в целом, и расчет ROI офлайн-кампании не является исключением. Когда дело доходит до онлайн-маркетинга, существует множество инструментов, которые могут упростить анализ рентабельности инвестиций в маркетинг.
Аналитика Google может быть особенно полезной, поскольку она предоставляет множество различных и очень точных статистических данных о ваших онлайн-кампаниях. Вы можете создать собственную формулу рентабельности инвестиций, учитывающей факторы, которые вы считаете наиболее важными для конкретной кампании, и использовать их для расчета ее эффективности. Программное обеспечение CRM также может быть очень полезным, поскольку оно оптимизирует ваше взаимодействие с потребителями и помогает собирать важные данные о них. Ваш маркетинговый анализ ROI поможет вам понять, как инвестировать свои деньги и максимизировать прибыль, сосредоточившись на одном конкретном сегменте вашей маркетинговой стратегии, который имеет наилучшую рентабельность инвестиций.
Маркетинговый ROI не всегда должен быть ориентирован на денежную прибыль. Например, в случае маркетинга в социальных сетях, если вашей целью было увеличить количество подписчиков, вы можете выполнить анализ, чтобы оценить успех своих усилий.
В заключение
Несмотря на свои ограничения, ROI остается надежным показателем прибыльности в большинстве областей бизнеса, оптимизировать которую можно единственным способом знать, какие усилия приносят наилучшие результаты. Вы всегда можете проявить творческий подход и настроить формулу рентабельности инвестиций так, чтобы учесть больше факторов и получить более точную информацию о прибыльности ваших инвестиций.
На самом деле ROI можно считать отличным инструментом продаж в тех случаях, когда вам нужно убедить ваших менеджеров или ваших сотрудников использовать определенную маркетинговую тактику вместо других или, когда вам нужно выбрать, в какой проект инвестировать. Правильно сделанный расчет ROI — очень эффективный способ объяснить полезность проекта и бесценный инструмент для оптимального распределения бюджетных ресурсов. Но недостаточно просто вычислить его. Чтобы расчет рентабельности инвестиций был действительно полезным, вам необходимо знать, как его анализировать с учетом всех других бизнес-показателей и аспектов. Результат анализа предоставляет вам измеримый показатель конечных бизнес-целей, которые должны быть достигнуты определенным проектом.
Многие компании разработали свои собственные уникальные формулы ROI, и это одна из причин, по которой вам никогда не следует сравнивать свой ROI с другими компаниями, если вы не знаете точное уравнение, которое они использовали. Маркетинг — это область, которая может особенно выиграть от рентабельности инвестиций, поскольку оптимизированная маркетинговая стратегия оказывает сильное влияние на все аспекты бизнеса. Малые и новые предприятия также сочтут выводы, основанные на анализе рентабельности инвестиций, ценными для развития своего бизнеса.
Всем успешной работы и творчества!
Источник