Перед вами первая из серии статей об инклюзивном дизайне в целом и инклюзии в предметном дизайне в частности. Перед тем, как пуститься вглубь вопросов этики, эргономики и технологии, стоит определиться с понятием инклюзии.
Инклюзия в современной России — комплексная, сложная и болезненная тема. Причиной такой болезненности, на мой взгляд, является банальное незнание ситуации и непонимание понятия “инклюзия” в целом. Этот термин употребляется направо и налево, и чаще всего означает “дизайн, удобный для всех”.
Так вот, удобной для всех вещи нет. Например, кто-то любит обычные компьютерные мыши и терпеть не может тачпады, а у кого-то пять минут использования эппловской плоской мыши вызывает адскую боль в суставах. Это я к тому, что понятие “удобство” в целом индивидуально.
Инклюзия — изначально английское слово и означает ни много ни мало “включение, встраивание”. Дизайн трактуется множеством способов, поэтому в этой статье предлагаю использовать определение дизайна как результата проектирования нового продукта или услуги.
Так что инклюзивный дизайн или дизайн, направленный на инклюзию (что более точно) — продукт, услуга, система продуктов и/или услуг, цель существования которых — позволить представителю “иной” группы быть более включенным в общество. Чтобы такие продукты, услуги, etc. появились, необходимо желание самого представителя меньшинства быть включенным, технические возможности и социальное развитие общества.
Почему так важно четкое понимание определения инклюзии? Это сразу определяет подход в проектировании. Мы (дизайнеры, инженеры, маркетологи — создатели новых вещей) не строим отдельную среду для «иных» (отдельные площадки только для детей с инвалидностью, за которые они не выходят, отдельный транспорт, отдельные дома и города), а встраиваем инструменты социализации в существующее пространство (обеспечиваем доступность, продумываем возможность разных ситуаций взаимодействия). В России сейчас ведётся работа над созданием инклюзивной среды в школах и при строительстве нового жилья, следующий этап — доступная рабочая среда, общественные пространства и транспорт. Создание инклюзивной среды — это вопрос адекватного диалога, построенного на уважении и принятии.
Дизайнеру, который принял решение заняться вопросом инклюзии в дизайне, не стоит стремиться скрыть признак «инаковости», но работать над снижением уровня стигматизации через продвижение проекта в медиа, моде, искусстве. Здесь лучше работают конкретные примеры, как концептуальных, так и реализованных проектов. Когда меня спрашивают “что такое настоящий инклюзивный дизайн?”, я люблю приводить в пример дизайн-концепт корпуса ингалятора HUE авторства Tim Zarki, который выглядит как модный аксессуар, поэтому его не так неловко доставать и использовать, чем стандартный «скрытный» вариант.
Другой пример — протезы от Моторики. Это относительно давние изображения сенсорных протезов для детей, которые показывают, что протезы могут быть совершенно нестандартными, привлекающими внимание.
Сейчас протезами, которые являются самодостаточным аксессуаром, сложно удивить, но был период, когда любые средства реабилитации пытались максимально копировать утерянную часть тела. Сейчас же протезы могут быть полноценным украшением:
Все эти примеры показывают: инклюзивный дизайн не обязан «вылечить» человека; объекты инклюзивного дизайна стремятся позволить человеку, насколько это возможно, включиться самостоятельно в жизнь общества и найти в нем место.