С 18 по 25 ноября в Амстердаме проходит одна из важнейших ежегодных ярмарок антиквариата, искусства и дизайна PAN Amsterdam. Ярмарка была основана в 1987 году шестью главными антикварами Амстердама, а лишь годом позже открылась более известная сегодня TEFAF в Маастрихте, международная ярмарка, организованная той же компанией дилеров.
PAN ориентирована на внутренний рынок нидерландских коллекционеров и знатоков, что и следует из названия — Pictura Antiquaris Nationaal. С самого начала организаторы стремились создать мероприятие высокого уровня, привлекая к участию в ярмарке самых авторитетных экспертов и институции, в том числе такие, как Рейксмюзеум или Дом-музей Рембрандта.
Первую ярмарку открывал мэр Амстердама Эд ван Тайн, председателем попечительского Совета стал президент компании KLM, а экспозиция включала раздел под названием «Музейная площадь» с участием семи главных музеев Нидерландов. На протяжении нескольких лет в формате биеннале параллельно с ярмаркой проводилась выставка реставрации, где можно было познакомиться с новейшими исследованиями и методологиями в этой области. К 1993 году PAN закрепила за собой статус главной локальной ярмарки-монополиста — к ней была присоединена делфтская ярмарка старого искусства и антиквариата, а торжественное открытие прошло под патронатом Его Высочества принца Бернарда.
Несмотря на историческое название, организаторы ярмарки стараются идти в ногу со временем: сегодня ярмарка демонстрирует невероятное разнообразие. На ней можно найти практически всё — от археологии (галерея Kunsthandel Mieke Zilverberg) и специализированных коллекций географических карт и атласов, нумизматики (Shulman B.V.), оружия, до декоративно-прикладного искусства разных эпох и стилей, от живописи старых мастеров и азиатики до современного искусства, дизайна и фотографии.
Организаторы пристально следят за качеством представленных вещей, особенно когда дело касается старых мастеров и антиквариата. Помимо отборочной комиссии, перед началом смотра все стенды осматриваются группой из 80 специалистов, в том числе и из музеев, которые дают независимую оценку подлинности, качества и состояния представленных объектов. Немалую роль играет и репутация той или иной галереи — большинство дилеров старого искусства представляют собой целые семейные кланы и входят в знаменитую Королевскую ассоциацию антикваров (VHOK), своего рода знак качества.
В этом году в ярмарке участвует 110 галерей, в основном из Нидерландов, а также несколько дилеров из Бельгии, Германии, Италии, Великобритании. Национальная специфика ярмарки дает о себе знать — на ней представлены лучшие образцы голландской живописи и мебели XVII–XVIII веков, голландского серебра, стекла, керамики и фарфора XVII–XX веков, географических карт и ботанических атласов, часов и барометров.
Живопись старых мастеров присутствует на стендах трех авторитетнейших галерей — Kunsthandel P. De Boer, Dowes Fine Art и Daatselaar Fine Art and Antiques. На стенде De Boer можно увидеть характерные голландские натюрморты (от €45 тыс. за пару небольшого размера), пейзажи, портреты, марины, в том числе картины, выполненные пером. Одна из жемчужин стенда — мужской портрет 1649 года кисти Фердинанда Бола, ученика Рембрандта, стоимостью €275 тыс.
Dowes Fine Art, одна из старейших галерей — основателей ярмарки, предлагает среди прочего «Вид интерьера Старой церкви» Эмануэля де Витте (€360 тыс.), женский портрет 1648 года кисти Говерта Флинка (€320 тыс.), а также офорты Рембрандта (от €14 тыс.).
Прекрасные образцы серебра есть практически у каждой специализирующейся на нем галереи — A. Aardewerk Antiquair Juwelier, Jacob J. Roosjen, John Endlich Antiuairs, Rondom 1920 и других. Стоимость — от €3000 за небольшие изделия.
Один из лучших знатоков делфтской керамики и фарфора — галерея Salomon Stodel Antiquités. На их стенде можно увидеть прекрасные образцы Делфта (аналог представленной подставки для парика 1685 года находится в собрании Рейксмюзеума), в том числе так называемого черного, а также китайский фарфор разных периодов.
Широко представлена и голландская живопись XIX — начала XX века, амстердамская и гаагская школы (Kunsthandel A.H. Bies, Kunstgalerij Albricht, галерея Mark Smit Kunsthandel и другие), а также графика этого периода довольно высокого художественного уровня (Hein A.M. Klaver Kunsthandel). Цены в этом разделе разнятся от €6000 до €120 тыс. в зависимости от известности автора и качества произведения. Например, небольшая картина Георга Брейтнера со всадниками 1901 года на стенде галереи Mark Smit оценивается в €46 тыс.
Что касается искусства XX века, то одним из открытий ярмарки в этом году стал реалистический женский портрет, выполненный Питом Мондрианом в 1901 году. Работа была куплена на стенде E.J. van Wisselingh and Co. в день открытия, поэтому цена на нее не разглашается.
Заметное место на ярмарке из года в год занимают еще два авангардистских направления — произведения группы Zero, в частности рельефы и тиражные работы на бумаге Яна Схонховена (галерея De Rijk Fine Art, от €18,5 тыс.), и живопись группы Cobra, представленная в галереях Jaski, Mark Smit Kunsthandel и Okker. На стенде последней показана целая коллекция работ участников группы Антона Роскенса, Эжена Брандса, Корнеля и, конечно, Карела Аппеля — от небольших работ 1970-х (€39,5 тыс. за картину 1976 года) до главного украшения стенда — большого полотна «Visages Tournoyants» 1961 года, предлагаемого за €425 тыс.
Еще один популярный раздел ярмарки — это коллекционная мебель. Помимо знаменитых датских, скандинавских и итальянских дизайнеров, представленных практически на каждой крупной ярмарке, в этом году внимание привлек стенд Galerie van den Bruinhorst и мебель легендарного представителя группы De Stijl Геррита Ритвельда — стул «Zigzag» (1934–1935) и бюро (1935–1940) из серии «Kratmeubels».
В Амстердаме проживает большая китайская диаспора, а ее состоятельные представители активно занимаются коллекционированием не только китайского, но и японского искусства. В связи с таким спросом азиатика была представлена практически в каждом разделе ярмарки, будь то фарфор, живопись или декоративно-прикладное искусство. Большой популярностью пользуется стенд галереи Hotei Japanese Prints, где можно приобрести гравюру XIX–XX веков, в том числе подписную Утагавы Хиросигэ «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ» (1857).
В этом году вырос и раздел галерей современного искусства и фотографии. Европейское, британское и американское послевоенное искусство представлено небольшими и сравнительно недорогими тиражными работами Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна, Марино Марини, Марлен Дюма, Джеффа Кунса, Питера Блейка, Тома Вессельмана и других (Bruijstens Modern Art, Kunsthandel Meijer).
А самые любопытные образцы голландского современного искусства выставили галерея Borzo, участник Art Basel, с сольным проектом Ханса ван Хука, галерея Flatland с фотографиями Эрвина Олафа (€25–35 тыс.) и SmithDavidson с работами Мари-Сесиль Тейс (€5000–9000.). Единственного же русского художника удалось обнаружить на стенде галереи Rademakers – работы Ильи Федотова-Федорова там предлагают приобрести за €3500.