Редактируете одну кнопку — меняются все. Разбираемся с главной фишкой Figma, за которую её любят веб-дизайнеры.
Если каждую кнопку на сайте рисовать по отдельности, жизнь веб-дизайнера превратится в ад. Чтобы этого не произошло, в Figma есть компоненты.
Содержание статьи
Что такое компонент Figma
Компонент — это элемент, копии которого меняются вместе с ним. Например, поле ввода, аватар со статусом или меню. Исходный компонент называется основным (main component), его копии — экземплярами (instances).
Допустим, мы создали основной компонент — чёрный квадрат. Затем добавили два его экземпляра.
Основной компонент — «родитель» и два экземпляра — «потомки» чёрного цвета
Перекрасим первый в красный цвет. Все три тоже станут красными — экземпляры наследуют параметры основного компонента.
Наследование цвета от «родителя» «потомками» — все три квадрата красные
Наряду с наследованием, экземпляры можно изменять напрямую, не разрывая при этом связь с «родителем». Например, сделать второй квадрат сиреневым, а третьему добавить обводку и растянуть.
Свойства «потомков» можно изменять напрямую — форму, цвет и любые другие характеристики
Свойства, полученные экземплярами непосредственно, всегда приоритетны по сравнению с унаследованными. Если уменьшить и перекрасить «родителя» в жёлтый цвет, один из его «потомков» всё равно останется фиолетовым, а другой — прямоугольником, потому что эти свойства были приобретены самостоятельно, а не от основного компонента.
Приобретённые свойства экземпляров — фиолетовый цвет и прямоугольная форма — имеют больший приоритет, чем унаследованные от «родителя»
Основной компонент — шаблон для будущих элементов дизайна. Например, для кнопки он состоит из прямоугольника, текста и иконки. А их размер и содержание зависят от экземпляра.
Что такое библиотека компонентов
Библиотека — это файл, где хранятся основные компоненты для проекта. Он точно такой же, как файл с готовым дизайном, — отличается только назначением. Если нужно добавить в проект один из стандартных элементов, дизайнер не рисует его заново, а берёт из библиотеки.
Фрагмент библиотеки компонентов Facebook iOS 11 UI Kit, содержащей все визуальные элементы приложения Facebook.
Для библиотек нет строгих стандартов оформления. Обычно компоненты структурируют и снабжают заголовками. Их удобно группировать по фреймам — например, в зависимости от интерфейса (мобильный или десктопный) и типа (уведомления, контекстные меню и тому подобное).
Компоненты Facebook iOS 11 UI Kit для подтверждения действий и уведомлений
Зачем нужны библиотеки компонентов
Профессионалы сходятся во мнении: библиотеки компонентов — одно из главных преимуществ Figma перед другими программами для дизайна. Они позволяют:
– Экономить время. Из компонентов интерфейс собирается как конструктор. Заготовки в виде миниатюр расположены в левой панели, откуда их перетаскивают в проект. Экземплярам легко менять «родителя». Так можно быстро переключаться, например, с одного стиля на другой. Время — деньги, поэтому использование компонентов означает для клиентов экономию бюджета.
– Эффективно работать в команде. Библиотеки публикуются для всей команды, и каждый сотрудник пользуется элементами одной дизайн-концепции. Если в неё внести правки, компоненты обновятся у всех, а разработчики получат уведомление. При этом в Figma отличный контроль версий за месяц. Кто-то ошибся? Не проблема, откатитесь назад!
– Упростить редизайн. Экземплярам автоматически передаются изменения «родителей». Поэтому, когда сайту или приложению нужно обновить дизайн, основная работа — просто отредактировать библиотеку.
– Использовать готовые наработки. К файлу Figma можно открыть доступ по ссылке. Благодаря этой функции в интернете есть бесплатные библиотеки, которыми может пользоваться каждый. На скриншотах выше — одна из них: дизайн экранов Facebook для iOS 11 в виде компонентов.
Как создать библиотеку компонентов
Сделайте пустой файл, который станет библиотекой, и наполняйте его компонентами. Вначале нарисуйте составные части компонента. Затем выделите их и щёлкните Create Component в верхней панели.
Чтобы новую библиотеку можно было использовать в проектах, её нужно опубликовать. Сделайте это на вкладке Assets, кликнув иконку-книгу и нажав Publish.
С библиотеками проще работать, если соблюдать несколько правил:
– Добавлять всё, что встретится больше двух раз. Интерактивные элементы, иконки, слайдеры, тапбары, аватары пользователей, лэйауты экранов, меню и так далее.
– Начинать с меньшего. По принципам атомарного дизайна вначале создают наименьшие неделимые элементы: например, заголовки и параграфы, иконки, чек-боксы. Позже они станут частью других компонентов.
– Вкладывать состояния. Изображения для элемента в разных состояниях часто располагают одно над другим. Например, кнопка с наведённым курсором и нажатая кнопка. Чтобы переключиться, включают и отключают видимость каждого из них.
– Использовать фреймы как папки. Создать фрейм можно с помощью символа решётки в верхней панели. Это прямоугольник, напоминающий окно в операционной системе.
Фрейм называют как категорию элементов. Допустим, «Уведомления» — все уведомления помещают в него. Визуально так проще ориентироваться, но самое главное — в раскрывающемся списке компонентов появится одноимённый пункт.
– Заполнять описания. У основного компонента есть поле описания. В нём указывают, когда используется и как ведёт себя элемент. Так коллеги не будут теряться в догадках: подсказка появляется при наведении курсора.
– Один интерфейс — одна библиотека. Особенно полезно для больших команд. Если десктопный интерфейс создают одни люди, а мобильный — другие, им лучше пользоваться разными библиотеками. Меньше компонентов в меню, меньше обновлений — никто не отвлекается на лишнее.
Как правильно использовать библиотеки
Когда библиотека опубликована для команды, её компоненты появляются на вкладке Assets в левой панели. После этого участники могут их использовать.
Поместить экземпляр компонента в дизайн можно тремя способами:
1. Скопировать. Копия основного компонента или его копии автоматически становится экземпляром.
2. Перетащить. Из меню Assets в рабочую область.
3. Изменить. На правой панели у экземпляров есть параметр Instance. Здесь нужный основной компонент можно выбрать из списка.
Бывает, что изменённый экземпляр уже сильно отличается от «родителя». Если он ещё понадобится в таком виде, можно сделать две вещи:
1. Перенести изменения в основной компонент. Функция Push Overrides to Main Component в блоке Instances. Все параметры передаются «родителю» и сразу наследуются остальными экземплярами. Подходит, если изменения произошли во всей дизайн-концепции.
2. Сделать экземпляр самостоятельным компонентом. Клик правой кнопкой мыши, Detach Instance. Экземпляр «разберётся» на составные части, которые легко превратить в новый основной компонент. Для случаев, когда прежний «родитель» ещё пригодится.
Что в итоге
Библиотеки компонентов Figma — удобный способ хранить заготовки для интерфейсов, а также делиться ими с командой и всем миром. Сохраняйте в них всё, что будет использоваться многократно. Чтобы подредактировать экземпляр, вносите правки на месте. А если уйдёте далеко от оригинала, элемент можно сделать самостоятельным компонентом.
Источник: skillbox.ru