Как известно, не только компании выбирают сотрудников, но и сотрудники — компании. Дизайнеры на разных этапах своего профессионального пути ищут для себя разных арт-директоров и это правильно.
Когда дизайнер-джун, ему часто хочется, чтобы уделяли больше внимания и давали фидбэк по каждой задаче, а когда уже мидл — чтобы отстали и дали свободу решений, проб и ошибок. Наша статья о разных способах руководства арт-директоров и о том, на что обращать внимание при поиске своего идеального арт-дира. Мы основываемся на собственном опыте — дизайн-команды СберЗдоровья — и системе РАЕI. Поехали.
РАЕI — предложенные Ицхаком Адизесом четыре роли менеджера. Производитель результатов — P, администратор — A, предприниматель — E, интегратор — I.
Творец. В системе PAEI — P.
Арт-директор, у которого встречаются замашки гения-художника. Чувак, генерирующий концепции и нуждающийся в подмастерье, который возьмёт на себя рутину. Этот тип управления популярен в дизайн-студиях и агентствах, а вот в продуктовой компании он может стопорить системное развитие хаотичностью и часто показывает неэффективность.
Как опознать: вырос из сильного дизайнера, который сам всё умеет и может сделать максимально круто, но занимает роль управленца. На собеседовании рассказывает, что сам делает концепции и ищет человека, способного подхватить работу. Придирчив к мелочам, внимательно смотрит портфолио и тестовое задание, может спросить, почему было применено то или иное решение, докопаться до мелкого. Может быть диктатором, но необязательно. Его девиз: «Идеально и сейчас».
Какие ценности и отношение к ошибкам: важны качество, креативность, внимательность, нестандартное мышление. Способность принимать непопулярные меры и отстаивать свои решения. Ошибки допустимы один-единственный раз в одной теме. Тебе дадут пинок и материал. Повтор ошибки часто значит «непригодность». В подмастерье ценит безропотность, исполнительность и готовность читать мысли на лету, не отступая от дизайн-концепции. Если не понимаешь абстрактных формулировок из ревью — делай 20 вариантов. Чаще всего он этого и ждёт больше, чем новых концепций.
Что ему важно: достижение результатов, качество конечного продукта, внимание к мелочам, насмотренность, самостоятельность на этапе распространения концепции на весь проект.
Вы сработаетесь, если ты уже крутой и прокачанный спец, хочешь работать на равных с таким же профессионалом, как ты сам, но не хочешь брать на себя ответственность арт-дира. Либо наоборот, ничего не умеешь, но отчаянно хочешь научиться у мощного специалиста и готов терпеть в связи с этим некоторые лишения и не отсвечивать.
Когда полезно поработать дизайн-управленцем «творцом»:
ты хочешь вырасти в супер-рукастого специалиста, готов подхватывать на лету и учиться, наблюдая за другим человеком;нет амбиции прямо сейчас получать крутые задачи — их будет забирать арт-дир, а ты будешь за ним доделывать.
Когда вредно: если ты хочешь учиться методом проб и ошибок — тебя за это уничтожат. Когда ждёшь внимания и развёрнутой обратной связи, диалогов и общего поиска лучших решений. Этот руководитель вряд ли захочет быть на равных и стать другом.
Жертвоприношения с твоей стороны:
Ментальное здоровье, сон, личная жизнь, самооценка.
Настоящий дизайн-менеджер: занят выстраиванием процессов и структуры в команде, по максимуму делегирует задачи. Минимально интересуется дизайном конкретных фич и обычно не лезет с фидбэком по ним. Консервативен. Может быть и демократом, и диктатором.
Минус администратора — он не поможет с развитием хард-скиллов, он только привнесёт порядок и научит мыслить системно. В силу консервативности он предпочтёт действовать по инструкции, поэтому может быть сложно пробивать интересные новые решения, экспериментировать, рисковать. Рискованные решения администратор будет затягивать и убирать в долгий ящик.
Такой тип управления встречается и в продуктовых командах, и на аутсорсе, но в продуктовых чаще.
Как опознать: больше говорит о процессах, чем о людях или результатах, ничего не делает руками, либо делает от безысходности — когда нужно закрыть дыру в процессах, но пока некем. В команде есть много регламентов, ведётся работа над базой знаний. Администратор озабочен выстраиванием системы, которая сможет жить и без него. Следует девизу «хороший менеджер может умереть, и никто этого не заметит».
Какие ценности и отношение к ошибкам: порядок, системность, взаимозаменяемость. Ошибка допустима как единичный инцидент для создания инструкции.
Что ему важно: регулярность, предсказуемость, устойчивость, соблюдение сроков и обещаний. Иногда — творческие порывы кандидата (администратор понимает, что сам он в них не силён, поэтому пытается закрыть этот пробел с помощью других людей). При этом кандидат должен быть не слишком креативным, не «опасным» с точки зрения процессов. Администратору нужен не тот дизайнер, который раскачивает лодку и норовит сломать систему, а тот, который встраивается в существующие процессы и что-то классное в них генерит.
Вы сработаетесь, если в работе тебе не нужна душевность, поддержка и бешеный креатив, но нужно успокоение и настройка процессов. Например, если ты выгорел на предыдущей работе, где всё было хаотично и через одно место, задачи бросались на полпути, а результата не было. С этим руководителем задача проходит все необходимые этапы. В целом, это очень хороший вариант для людей, которые не любят суету и рандомный движ.
Когда полезно поработать с арт-диром «администратором»:
когда всё тонет в неопределённости, не хватает порядка, раздражает хаос в процессах;
нет навыка предугадывать проблемы на подходе и часто обнаруживаешь себя в ситуации, когда вокруг всё горит и непонятно, как из этого выгрести;
авралы и работа по ночам стали привычной ситуацией и нужен волшебный пинок, чтобы выйти из вечного пожара;
нужно замедлиться и успокоиться, перестать скакать на адреналиновых горках от восторга к выгоранию;
хочешь понять, как строятся процессы и распределяются роли в ней. У тебя будет возможность наблюдать за этим со стороны и задавать вопросы, но с дискуссией стоит быть осторожнее.
Когда вредно:
- когда нужен ментор, внимательный лично к тебе и развивающий твои качества;
- нужен быстрый скачкообразный рост (администратор против бурного движа, он, скорее, отвечает за размеренный рост без перегибов);
- нужно подтянуть хард-скиллы — умение проектировать, композицию, типографику;
- он вряд ли научит жонглировать приоритетами и адаптироваться к духу стартапа.
Жертвоприношения с твоей стороны:
Активный рост, повышение зарплаты, изменения в процессах или даже в макетах — всё это ты будешь нести как Фродо своё кольцо — долго и больно. А если администратор слишком консервативен, эксперименты могут превратиться в теневой рынок и партизанство.
Продолжение следует
В первой части статьи мы остановились на двух типах, чтобы хорошенько их запомнить: P — Produser, или Творец, А — Admin, или Администратор.
Тема большая, поэтому слона будем есть по частям. Во второй части обсудим специфику арт-директоров с подходами E — Entrepreneur, или Евангелист и I — Integrator, или Интегратор. До встречи!