Гений или вандал, бизнесмен или художник? Организаторы первой персональной выставки Бэнкси в России предлагают каждому найти ответ самостоятельно. Масштабная экспозиция открылась в июне и наделала много шума. Пока один ходят на выставку по несколько раз и искренне восхищаются талантом художника и работой организаторов, другие указывают на чрезмерную коммерциализацию проекта (билеты – 550 руб. в будни, 650 руб. в выходные и 1400 руб. с VIP-экскурсией), противоречащую самой сути стрит-арта. В рамках темы месяца Design Mate в июле «Уличная культура и стрит-арт» мы поговорили с продюсером выставки Александром Начкебия и узнали у него, как шла организация выставки и почему выставочное пространство оформлено именно так, а не иначе.
Расскажите о том, как шла организация выставки: сколько времени заняла подготовка, действительно ли все работы – из частных коллекций, и вы договаривались напрямую с коллекционерами?
Процесс подготовки занял около восьми месяцев. Сама идея возникла давно, но не было уверенности в том, что современное искусство будет востребовано в России. Потом я попал на выставку Мураками в «Гараже», увидел очереди из желающих посмотреть на искусство известного японца и понял, что потенциал огромен.
Я связывался с частными коллекционерами – всего на московской выставке представлены работы из собрания 30 коллекционеров. Их основные опасения были связаны с безопасностью и сохранностью работ, их первый вопрос: «Как я могу быть уверен, что экспонат ко мне вернется?». Тем не менее, многих удалось уговорить.
Один из элементов нашей выставки – мультимедийный зал, где мы показываем посетителям небольшой фильм об искусстве Бэнкси. Этот фильм в течение полугода рисовала команда из 15 дизайнеров: они создавали 3d-макеты городов, обрабатывали фотографии, «оживляли» работы Бэнкси. Получилось очень здорово.
Не все представленные на выставке работы – оригинальное произведения, среди них есть и репродукции. В классическом музее репродукции обычно не выставляют, со стрит-артом действуют какие-то другие законы?
Всего на выставке представлены около 100 объектов – это и оригинальные работы на холсте, и так называемые принты, и постеры с авторских выставок Бэнкси, сувениры из его отеля, обложка музыкального альбома, дорожные знаки, расписанная художником дверь, денежные купюры и многое другое. Часть экспозиции составляют наши фотографии: мы отправляли специального фотографа, чтобы он отснял все изображения Бэнкси, сохранившиеся на стенах зданий в Великобритании. Эти фотографии распечатаны в огромном размере – таким образом посетитель получает более объемное видение.
Меня часто спрашивают, почему мы не выставляем куски стен.
Дело в том, что мы не брали в нашу коллекцию работы, не подтвержденные сертификатами подлинности. У Бэнкси есть своя компания, Pest Control, которая занимается подтверждением подлинности его работ, и она очень редко сертифицирует его уличные работы. Мы же не хотели снижать авторитет выставки сомнительными экспонатами без подтвержденного авторства.
То, что вы называете репродукцией, правильнее назвать принтами. Они существуют не в единичном, но в ограниченном тираже, и их стоимость на рынке современного искусства также высока. Например, на выставке представлен принт «Джоконда», который существует всего в двух экземплярах. Один из них представлен в Москве, другой в 2006 году был продан за £56 000. Сегодня его оценочная стоимость €700 000. Серию «Кейт Мосс» из шести принтов номер 17 (каждый принт был сделан тиражом в 20 экземпляров), выполненную в духе Энди Уорхола, эксперты оценили в £600 000. Эта серия также представлена на выставке.
Среди экспонатов – в основном старые и хорошо известные работы Бэнкси. Это было сделано специально?
Нет, не специально: выставлены те работы, об экспонировании которых удалось договориться. Просто многие известные работы находятся в частных собраниях, поэтому их экспозиция и стала возможна. Получилось хорошо, своего рода энциклопедия по творчеству Бэнкси – довольно масштабная презентация его творчества.
Расскажите об организации пространства: почему все оформлено именно так, какого эффекта вы хотели добиться?
Мы хотели максимально преобразить пространство ЦДХ, поэтому выстраивали искусственные стены, выкрашенные в черный свет. Отдельно занимались освещением выставки – чтобы сфокусировать зрителя на самих работах и при этом подчеркнуть таинственность вокруг имени Бэнкси. Очень удачным получился зал с принтами Кейт Мосс – его оформлением занималась «Лаборатория Касперского», наш партнер.
Оформлением холла в уличной эстетике занималась компания МТС, наш генеральный партнер. Уличные бочки, телефонные лондонские будки, лаунж-пуфы – это их идея. Выставка огромная, поэтому мы расставили специально выкрашенные лавки – чтобы посетители имели возможность отдохнуть, и, конечно, чтобы создать атмосферу улицы. У нас на выставке даже уличные фонари есть. Будка по продаже билетов тоже не случайная – мы везли ее из Петербурга. Нашли этот контейнер в одном из переулков Питера и, договорившись с хозяином, перекрасили будку и привезли в Москву. Одним словом, мы постарались оформить все в единой эстетике и, как мне кажется, нам это удалось.
Вы решили совместить выставку с гастролями группы Massive Attack (существует популярная версия, что под именем Бэнкси скрывается основатель группы Massive Attack Роберт Дель Ная – прим. ред.) – это маркетинговый ход. Но, вместе с тем, очень долгое время о самой выставке почти ничего не было известно – прямой рекламы не было. Как люди узнают о выставке?
Когда мы только запланировали выставку, о выступлении Massive Attack информации еще не было. Просто так совпало, и именно это стало последним аргументом в пользу выставки на финальном этапе подготовки, когда одолевали сомнения (проект очень дорогостоящий и трудоемкий).
Несмотря на отсутствие прямой рекламы, выставка очень популярна, иной раз у нас за день проходит до 6 000 человек. За первые две недели ее посетили более 65 000 человек, это хороший показатель для летнего месяца. Думаю, работает сарафанное радио – выставка нравится людям, некоторые приходят по несколько раз, о ней много пишут в прессе и в социальных сетях.
Как по-вашему, стрит-арт, помещенный в музейные стены, теряет что-то? Или, может быть, напротив, приобретает?
То, что Бэнкси работает только на улицах, – большое заблуждение. Он давно сотрудничает с музеями и вставляется там, например, известна его персональная выставка в Бристольском музее в 2009 году, Banksy VERSUS Bristol Museum. Бэнкси – это не только стрит-арт, это современный художник, который работает с разным материалом и известен разными проектами. Не стоит сводить его творчество только к изображению на стенах зданий.
Сам Бэнкси негативно отзывается о выставках, где его работы показывают за деньги. Как думаете, как бы он отнесся к вашему проекту? Я так понимаю, вы с ним не связывались?
Мы не связывались с Бэнкси, так как все работы брали у частных коллекционеров. Да, как правило, он резко высказывается о таких выставках, но о нашей пока ничего не сказал. Мы вложили в выставку очень много труда, постарались представить его творчество в максимально интересной и информативной манере (в частности, у нас записан бесплатный двухчасовой аудиогид на русском и английском языках), поэтому хочется верить, что наша выставка ему понравится.