О собственном бизнесе задумывается более 80% российских работников, однако переход из найма в свое дело — смелый и ответственный шаг, к которому оказываются готовы далеко не все. Основатель агентства «Plan the Best. Консалтинг и маркетинговые коммуникации» и куратор курса «Бизнес-управление проектным бюро» архитектурной школы МАРШ Екатерина Панова узнала, с какими трудностями сталкивались владельцы успешных бюро и какие вопросы они бы задали себе в самом начале. Мы собрали ключевые выводы из разговора с Юлией Тряскиной, Лией Бабаянц и Амиром Идиатулиным.
Содержание статьи
- 1 Эксперты
- 2 Вопрос 1: какая у меня мотивация?
- 3 Вопрос 2: какие смыслы я могу транслировать?
- 4 Вопрос 3: готов ли я к роли руководителя?
- 5 Вопрос 4: какой архитектурой я хочу заниматься?
- 6 Вопрос 5: могу ли я делегировать задачи?
- 7 Вопрос 6: как я отношусь к конкуренции?
- 8 Вопрос 7: как я строю коммуникацию?
Эксперты
Екатерина Пановаоснователь агентства «Plan the Best. Консалтинг и маркетинговые коммуникации», куратор курса «Бизнес-управление проектным бюро» архитектурной школы МАРШ
Юлия Тряскинаруководитель и партнер бюро UNK
Лия Бабаянцсооснователь бюро Babayants Architects
Амир Идиатулиноснователь и генеральный директор бюро IND architects
Вопрос 1: какая у меня мотивация?
Юлия Тряскина: Несмотря на неотъемлемую творческую составляющую, архитектурное бюро — это все же бизнес, где действуют те же правила и законы, что и в других отраслях. Их владельцам предстоит не только проектировать здания, но и разбираться с налогами, сроками, зарплатами, конкуренцией и стратегическим развитием, а также постоянно искать ответы на связанные с ними вопросы. И это, безусловно, вызов, ведь у сотрудников в найме нет такой вариативности в решениях. В собственном бизнесе вы постоянно находитесь в движении и учитесь преодолевать кризисы.
Лия Бабаянц: Открывать дело стоит в тот момент, когда чувствуете, что это единственный путь.
Амир Идиатулин: Если вы работаете в архитектурном бюро и не связываете с ним свое будущее, но и переход на новое место не отвечает вашим амбициям, это повод задуматься. Возможно, вы достигли максимума на текущей позиции, имеете собственное видение архитектуры и готовы двигаться дальше. Так было со мной: я даже не рассматривал вариант перехода в другую компанию. В один момент я понял, что созрел для кардинальных перемен. Знакомый инвестор сказал: «У меня есть деньги, у тебя есть предприятие». Мне было 26 лет. Я работал с большой архитектурой, проектировал 100-метровые жилые комплексы, а стал заниматься коттеджными поселками и домами: это была резкая смена парадигм. В частной архитектуре не нужны были нормы и красные линии, поэтому я набирал недостающие скиллы.
Нас учат не говорить о своих мечтах. Я против этого. На мой взгляд, рассказывать стоит как можно больше. Потому что если вы отправляете сигнал о том, что вы архитектор и хотите открыть свой бизнес, но не хватает денег, базы клиентов, техники, — рынок начинает прислушиваться.
Офис бюро MAD Architects. Фото: Marc Goodwin для Designboom
Вопрос 2: какие смыслы я могу транслировать?
Лия Бабаянц: Для старта собственного бюро нужно четкое представление о том, кто вы, какой путь вы прошли и что хотите предложить миру сейчас. Именно это стала отправной точкой для возникновения бюро Babayants Architects. Концепция бюро, которая органичным образом вырастает из вашего стиля и образа «я», будет основой уникального торгового предложения. А еще смыслы, которые вы транслируете, привлекут единомышленников. С такими людьми проще строить диалог и развивать партнерство.
Вопрос 3: готов ли я к роли руководителя?
Лия Бабаянц: Заниматься проектами и управлять бюро — разные вещи. На старте Babayants Architects мы этого не знали. Сейчас эти функции в нашем бюро делят разные люди. Тем, кто активно проектирует и хочет развивать собственный бизнес, я советую готовиться к совмещению минимум двух ролей.
Бывшие наемные сотрудники не учитывают, что роль руководителя предполагает другой распорядок дня, включенность в дела и уровень ответственности. Если прежде вы не управляли бизнесом, процессы придется осваивать с нуля, от оплаты счетов до коммуникации с сотрудниками, и для этого понадобятся время и терпение.
Амир Идиатулин: Современное образование учит комплексно подходить к ведению бизнеса, в том числе закладывать время на проекты завтрашнего дня. Выстраивая долгосрочную стратегию развития компании, вы должны осознавать, что ситуация, которая образовалась на рынке сегодня, может не повториться. Нужно думать о внедрении новых подходов. Они могут быть связаны с управлением, оптимизацией, новыми рынками, маркетинговыми возможностями и так далее.
Лия Бабаянц: Сейчас в России много работы для архитекторов, рынок растет большими темпами. По объемам стройки с Москвой может сравниться разве что Дубай. Это отличное время для реализации смелых идей.
Вопрос 4: какой архитектурой я хочу заниматься?
Юлия Тряскина: Одна из ключевых задач бюро, как бизнеса, — приносить доход. Есть разные модели: например, вы хотите развиваться в плоскости авторской архитектуры и открываете творческую мастерскую имени себя. В этом случае вы — автор и идеолог, а сотрудники — подмастерья, которые сменяют друг друга, когда набрались опыта и достигли своих целей. Другой путь — создание коммерческой структуры, где вы будете руководить проектами и заниматься стратегическим планированием. Такое бюро работает по западной модели и больше ориентировано на получение прибыли. Когда мы думали о бюро UNK, то обратились к примеру Foster + Partners. Это архитектурное бюро с головным офисом в Лондоне, которое основал Норман Фостер больше 50 лет назад. Мы изучили, как устроена компания, чем занимается арт-директор, как вводится проект, и вложили эту концепцию в свое ДНК.
Амир Идиатулин: Я однажды ездил в Лондон на потрясающее мероприятие, Open House Festival, где архитектурные студии открывают свои двери для публики. Меня поразило, насколько Норман Фостер смог поставить все на рельсы бизнеса. В его офисе на тот момент работало около 300 человек — цифра показалась мне фантастикой. Сейчас я не считаю, что это колоссальное количество. У меня в бюро работает не менее 300 сотрудников — места в офисе закончились. Рост Москвы добавляет нам амбиций.
Офис бюро Foster+Partners. Фото: Open House Festival
Вообще архитектура — сугубо сервисная специальность. Архитекторы привыкли считать себя художниками, и это правда — мы можем быть творческими. Но мы также люди, которые обслуживают клиентов и часто должны быть и инженерами, и экономистами, и психологами, и коучами, и стратегами.
Вопрос 5: могу ли я делегировать задачи?
Лия Бабаянц: У начинающих предпринимателей не хватает бюджета, чтобы нанять профессионалов отдельно по каждому направлению. Функции юриста, бухгалтера и менеджера часто берет на себя руководитель, и это увеличивает и без того серьезную нагрузку. Много лет в Babayants Architects мы вообще не понимали, как делегировать задачи. У нас была команда, но при этом возникала классическая ситуация, когда сотрудники уходят домой вовремя, мы о них заботимся, а сами с партнером Артемом выезжаем на все объекты, «затыкаем дыры» и сидим в офисе до 23 часов в будни и в выходные.
Привычка действовать самостоятельно и оберегать сотрудников от ответственности — тупиковый путь. Если работники не могут принимать решения и делиться мнением, они будут только помощниками. Делегировать задачи полезно и нужно: это ведет к развитию сотрудников и повышает лояльность по отношению к бюро, что выгодно обеим сторонам. Сейчас на мне организационная часть, а Артем управляет процессами и участвует в концепциях. Все этапы более-менее закрыты.
Юлия Тряскина: Доверие в команде играет принципиальную роль. Проект проходит разные стадии: чтобы довести идею до реализации, нужно доверять не только архитектору, но и девелоперу, и строителю, и остальным членам команды. Руководителю остается контролировать процессы, направлять людей и принимать ключевые решения.
Я занимаюсь только стратегическим планированием: лично отвечаю за новые направления и новых клиентов, создание рабочих групп внутри компании, идеи по развитию и так далее. Я не погружаюсь в проект «деталями и гвоздями», но просматриваю все концепции, которые выходят из бюро UNK. Это моя зона ответственности с людьми, которые эти концепции творят. Потому что на самом деле большие проекты — это абсолютно точно не идея одного человека, а кропотливая и безумно ответственная работа всей команды. Реализовывать масштабные задумки можно только с коллегами-единомышленниками.
Вопрос 6: как я отношусь к конкуренции?
Юлия Тряскина: В архитектурной среде победа в конкурсе означает победу идеи. Если конкуренты предложили другую точку зрения и выиграли, нужно понять, почему их решение лучше. Анализ чужих проектов помогает найти точки роста.
Лия Бабаянц: Не стоит рассматривать участие в конкурсе как убыток: это всегда инвестиция.
Штаб-квартира бюро BIG. Фото: © Rasmus Hjortshøj
Амир Идиатулин: Когда вы воспринимаете конкурсный проект как инвестицию, работа строится по-другому. Недавно наше бюро победило в конкурсе на проектирование школы. Почему? Потому что я вспомнил одного архитектора из Мексики, с кем мы сотрудничали, который сказал, что невозможно выиграть, если вы чуть-чуть сильнее. Чтобы одержать победу, нужно быть на голову выше остальных и делать больше, чем указано в техническом задании. Когда его команда выиграла конкурс на аэропорт в Мехико с Норманом Фостером, они привезли узлы будущих колонн в масштабе 1:25. Организаторы были шокированы. Отталкиваясь от этого принципа, для конкурса мы подготовили видеоролик. Менеджеры говорили мне, что на это нет бюджета, но результат окупился. Мы показали проект школы другим клиентам и они тоже захотели построить это.
Юлия Тряскина: Конкурсы особенно нужны молодым бюро, которые не могут сходу попасть на страницы крупных изданий или обзавестись аудиторией в соцсетях. Начните с конкурса, привлеките внимание потенциальных клиентов. Победа станет трамплином.
Вопрос 7: как я строю коммуникацию?
Юлия Тряскина: Партнерство — частая форма взаимодействия в архитектурном бизнесе. Если вы сделали грамотный выбор и нашли человека с общими ценностями, то будете только усиливать друг друга. Хорошо, когда партнеры разделяют ответственность и не дублируют функции, а закрывают разные зоны в компании.
Амир Идиатулин: Часто случается так, что партнерами становятся бывшие сокурсники. Образовательные пространства дают возможности для нетворкинга: так можно завести хорошие связи. Раньше мы становились партнерами с архитекторами, а сейчас набирает популярность кросс-дисциплинарный подход: сотрудничество с ландшафтными дизайнерами, девелоперами, маркетологами, pr-менеджерами. Мы в IND architects в последнее время ищем не архитекторов и инженеров-конструкторов, а социологов и политологов. Политологи отличные продавцы и рассказчики, их с первого курса учат риторике. У нас на архитектурном направлении даже не было шанса сказать слово в защиту своего проекта. А для работы с заказчиком это полезный навык.
Юлия Тряскина: Мы с партнерами познакомились во время учебы в институте. Для меня важны общие ценности, интерес, то, как мы видим развитие бизнеса и поддерживаем друг друга. Потому что часто архитекторы влюбляются в собственный проект и считают его самым лучшим, но именно объективная критика помогает увидеть недостатки и скорректировать их без потерь. Я признательна партнерам за принципиально честное отношение к проекту и чувство плеча рядом. Считаю, что в коммуникации главное — умение задавать вопросы и слышать ответы. Только в дискуссии можно найти выход из сложной ситуации.
Амир Идиатулин: Доход с партнерами делится согласно партнерскому соглашению. Нужно обсуждать условия и искать оптимальные варианты для обеих сторон на первых этапах сотрудничества. Принцип win-win очень тонкий: вы должны привести партнерство в точку взаимного интереса.
На обложке: офис архитектурного бюро MVRDV. Фото: © Ossip van Duivenbode.
Материал с сайта: https://design-mate.ru