Вам приходилось раньше создавать логотипы? Поднимите руку. Если — да, то вы согласитесь со мной, что это тяжёлая работа, связанная с серьёзным интеллектуальным напряжением и не всегда заканчивающаяся успехом. Это и понятно, ведь логотип компании — это не просто векторная картинка, это — сложное визуальное сообщение, которое должно вызывать резонанс с каждым клиентом, цеплять его, и кроме этого, отражать стиль и философию компании.
Что ж, у меня для вас есть хорошая новость. Проектировать логотипы, отвечающие всем этим требованиям можно научиться, не тратя годы на учёбу. После того, как вы прочитаете эту статью, у вас в руках окажется инструмент для создания по-настоящему «цепляющего» логотипа.
Кто-то из великих русских учителей классического танца сказал, что в балете — главное шаги. Чёрт его знает, что он имел в виду, но вот, применительно к теме графического дизайна, шаги — это точно главное! Я проведу вас пошагово по всем реперным точкам в работе над логотипом. Эту технологию я оттачивал в течение 25 лет проектирования и руководства студией. Итак, начнём с первого шага.
1. ОПРЕДЕЛИТЕ КТО ПОКУПАТЕЛЬ
Начать нужно с исследования целевой аудитории вашего заказчика. Фокус в том, что потребителем создаваемого вами продукта будет не ваш заказчик, но его клиент, ведь именно клиента в конечном итоге мы должны «зацепить» логотипом и ради него все эти хлопоты.
Маркетинг разделил всех покупателей, согласно потребительскому поведению, на 4 психотипа. Это:
1. Гедонисты: импульсивные, иррациональные молодые люди разных полов, следящие за трендами, нацеленные на удовольствия, ценящие эксперимент.
2. Независимые: публика постарше, более респектабельная и рациональная, уважающая «качество проверенное временем». Потребители с самыми большими запросами и финансовыми возможностями.
3. Эстеты: люди залипающие на всякую «милоту», преимущественно женщины. При виде чего ни будь розового, пушистого и пучеглазого у них мгновенно происходит выброс дофамина.
4. Традиционалисты: это самая возрастная категория потребителей. Это граждане, родившиеся и сформировавшиеся ещё в СССР. Для них важно, что бы всё было чётко, надёжно и «не хуже чем у соседа».
Очевидно, что то, что способно зацепить одних, оставит равнодушными, или даже вызовет раздражение других. Описав целевого покупателя через один из существующих психотипов, мы как бы выстраиваем коридор для дальнейших поисков. Мы ещё не знаем, каким будет будущий логотип, но уже на 100% знаем, каким он точно не должен быть.
2. ПОИНТЕРЕСУЙСЯ, ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО ДО ВАС
Прежде чем вы начнете погружаться в дизайн, поинтересуйтесь, что делалось до вас. Необходимо выяснить какие способы брендирования аналогичного продукта существуют на рынке. Дело в том, что покупатель обычно действует автоматически. Рынок приучил его к тому, что логотипы в модной индустрии выглядят так, а в пищевой — эдак, а в медицине — ещё как то. Мы не хотим морочить голову покупателю, наоборот, мы желаем, чтобы наш логотип смог дать ему ясное представление о том, кто мы: аптека, банк, или зоопарк… Собирая и анализируя существующие аналоги, мы как бы ещё ближе сдвигаем стенки коридора наших будущих творческих поисков. Кроме этого, знание того, что было сделано до нас, подстрахует от того, чтобы случайно не «изобрести велосипед». Если такое не дай бог случится, то вас, с большой вероятностью, обвинят в плагиате, а это очень неприятно, так как связано с вашей профессиональной репутацией.
3. СДЕЛАЙТЕ МУДБОРД
Создание мудборда — это последнее подготовительное действие перед тем, как начать проектировать логотип. Мудборд — переводится с английского, как «доска состояний». В нашем случае — это не совсем доска, а скорее — страничка, на которой мы делаем коллаж из картинок, так называемых референсов. Референсы — это наши ассоциации на заданную тему. При создании мудборда, необходимо подключение нашего подсознательного опыта. Допустим, тема нашего проекта — фирменный стиль магазина фермерской еды «Фермаклуб». Начнём с фермы, какие ассоциации? Грабли, вилы, чучело, тыква, колхозник в шляпе и т.д. А Клуб? Клуб это — цилиндр, бабочка, смокинг и т.п. Отправляетесь в Гугл, включайте поиск картинок и перетаскивайте выданный Гуглом контент на вашу доску. Можете вставить в ваш коллаж, образцы цветов, созвучные теме, шрифты, орнаменты. Чем больше материала — тем для вас лучше.
4. НАЧНИТЕ КРЕАТИВИТЬ
Чаще всего мы делаем ставку на неожиданное озарение. Листаем журналы, скролим Интернет, ловим вдохновение. Опытные графические дизайнеры создают какие то собственные ритуалы, которые помогают обеспечить поток свободных ассоциаций. Кто то бродит по улице, кто то принимает контрастный душ, кто то экспериментирует с медитацией, кто то с алкоголем… Если вы двигаетесь согласно моей дорожной карте, то к этому моменту ваш мозг уже достаточно загружен информационной пищей и нужно просто позволить подсознанию овладеть вами, чтобы идеи начали рождаться спонтанно — одна, другая… На этой стадии, важно помнить, что существует три типа логотипов: на основе леттеринга — шрифтовой композиции, на основе некоего фантазийного знака и на основе аббревиатуры — начальных букв названия компании. Этот этап должен закончиться горой изрисованной бумаги и минимум 5–6 эскизами логотипа.
5. ОТРИСУЙТЕ ЛОГОТИП В ВЕКТОРЕ
После того, как вы закончили придумывать, выберите 3 эскиза, которые кажутся вам наиболее перспективными и начните их дорабатывать в привычной вам векторной программе. Уточните контуры, толщины, добавьте цвет, градиент, подберите подходящий шрифт, превратите ваши почиркушки в готовый продукт, который вы готовы показать миру. Великий американский дизайнер Пол Ренд так сказал: «Главная обязанность логотипа — идентифицировать, а это предполагает простоту. Дизайн, который сложен, дизайн перегруженный деталями и невразумительный, таит в себе механизм собственного разрушения». Вот вам ответ на вопрос, каким должен быть логотип. Он должен быть простым.
Я настоятельно рекомендую не выходить к заказчику с одним решением. Оптимальное число — 3. Это не так много, чтобы запутаться в вариантах, но достаточно для ответственного выбора.
6. УПАКУЙТЕ ВАШ ПРОЕКТ
Приступаем к упаковке проекта. Почему упаковка так важна? Во-первых, обычный человек, не графический дизайнер, не может представить и оценить в полной мере качество логотипа, пока не увидит его на какой-то привычной поверхности: визитке, бланке, сумке и т.д. А ваш заказчик — скорее всего именно такой человек. Во вторых, нужно понимать, что презентация вашей работы — это, по сути, продажа. И как всякая продажа, она предполагает торг и поиски компромисса. Чем «вкуснее» упакован ваш товар, тем проще будет его вам продать и тем на меньшие уступки вам придётся идти (уступки — это правки, которые пожелает внести в проект заказчик). Обязательно «натяните» ваши логотипы на мокапы — покажите, как они смотрятся на бланке, папке, бумажном стаканчике, автомобиле и т.д. Добавьте в вашу презентацию немного свэпа — это фотосюжеты созвучные теме проекта. Если вы проектируете айдентику для рыбного ресторана — это могут быть какие-то морские фотографии, рыба, рыболовные снасти и т.п. Если разрабатываете айдентику для магазина автозапчастей — фотографии с автомобильных гонок или что-то в этом роде. Запишите презентацию в pdf и на всякий случай распечатайте.
Последний совет: всегда настаивайте на личной презентации руководству, ваши эмоциональные комментарии критически важны для удачной продажи проекта. Не передавайте ваш проект менеджеру компании, или маркетологу, они продавать за вас его не будут. Если личная презентация, тем не менее, неневозможна, то сопроводите ваши слайды подробными комментариями, и не забудьте сделать последний слайд — «благодарю за внимание».
Вот собственно всё, что я собирался вам рассказать. Надеюсь, мои советы окажутся полезны. Делайте дизайн и благодарю за внимание)))