Выставка «Исаакиевский собор. К истории создания» откроется в корпусе Бенуа в Русском музее 22 августа. Она приурочена к 200-летию храма и раскрывает сложную историю его внутреннего убранства.
Эскизы и картоны Карла Брюллова, Петра Басина, Федора Бруни и других художников, участвующие в выставке, показывают, как мог бы выглядеть интерьер Исаакия, если бы удалось сохранить первоначальный замысел его интерьеров. Многие росписи, выполненные маслом, не выдержали проверки суровым петербургским климатом и уже в середине XIX века были заменены на мозаики. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также изображения Страстей Господних и четырех евангелистов в парусах.
И всё же 103 стенные росписи и 52 картины, созданные художниками-академистами на холсте, сохранились в соборе в неприкосновенности. Гордость Исаакия — плафон главного купола, размером 816 квадратных метров, был расписан Карлом Брюлловым. Художник буквально положил жизнь, написав композицию «Богоматерь во славе»: работа над плафоном сильно подорвала здоровье Брюллова, так что заканчивал изображение по его эскизам Петр Басин. Сам же художник отправился на санаторное лечение за границу и скончался в Италии в 1852 году.
Помимо рисунков и крупноформатных эскизов росписей, некоторые из которых достигают четырех метров, в экспозиции покажут скульптуры на религиозные сюжеты, а также портреты художников, работавших над убранством одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.