Культура – это образ жизни, который оставляет человеку возможность быть неосведомлённым в той или иной области либо сфере жизнедеятельности. Культура позволяет пользоваться общими правилами без лишних усилий. Культура, если угодно, даёт человеку шанс на безделье. Находясь в культуре, ты можешь надеяться на её надёжность и спасительность, ослабить степень ответственности за организацию внешней жизни. Ты просто знаешь, что никаких неожиданностей не будет и не может быть в принципе, и с лёгкостью вздыхаешь, присоединяясь к той или иной культуре – русской, французской и др., — как вздыхаешь об отцовском доме, когда вернулся с далёкой дороги, нервный и вымученный. Если хотите детальнее ознакомиться с данной тематикой, рекомендуем искать новости культуры на сайте md-eksperiment.org, где Вы найдете актуальную информацию по теме кино, музыки, театра и литературы.
Культура как мать нынешней урбанизированной цивилизации
Культура создаёт свою среду. Вне среды (в толпе, между разрозненными домами, улицами, кварталами) – не культура, а что-то иное. Видимо, цивилизация… Там ты не можешь быть и никогда не бываешь уравновешенным. Ты всё время беспокоишься за свой быт и личную безопасность. Продолжая борьбу за абсолютно всё, человек, в конце концов, может сломаться.
В современном городе ты должен постоянно быть в напряжении, ты не можешь доверять этому городу, где на каждом шагу неизвестность и преграды, непрерывное и сплошное посягательство на твоё одиночество. Ты и город соревнуетесь, кто кого перехитрит: или ты убережёшь себя от города, останешься один на один, — или город овладеет твоим одиночеством – в общественном транспорте, в очередях, в бетонных домах, за окнами которых – одичавшая пустота и противный дождь.
Вам не приходилось видеть лицо умирающего городского бродяги? Это лицо ребёнка цивилизации.
В культуре самое главное – организация общения, отношений людей таким образом, чтобы они не мешали другим. Столетиями выбирает человечество определённые модели общения и соответствующие им социальные конструкции – племя, род, общину, хозяйство, княжество… На каком-то этапе культурного развития появляется оптимальная модель культуры совместной жизни – деревня.
Современная деревня, как умирающий островок настоящей культуры
Касаясь истории деревни. Можно считать уникальными исследования наших предков, которые искали способ самосохранения в условиях кровавых войн, опустошения и всеобщего разбоя. Спасались славяне в раннем средневековье с трудом, потому что ещё не установилась как следует государственность, значительно ослабила старославянское единство религиозное разнообразие и другие причины. Не оставалось иного способа самосохранения, как дорога в глубину, в духовное подполье… в деревню.
На протяжении нескольких столетий деревня оставалась подлинной славянской жизнью, её спасителем и началом славянской культуры.
В деревне берёт начало всё, что стало феноменом культуры: язык и фольклор, национальная психология и ремёсла. Но… сельчане как личности славянского мира вымирают… Их современные дети – беглецы в городскую цивилизацию – уже не владеют и десятой долей способностей своих родителей, не могут управиться с домашними животными, заняться сенокосом, поставить дом. Не говоря уже про домашнее ткачество, праздничное пение и свадебное мастерство. В глазах какого-нибудь деревенского дядьки Михаила просматривается щемящая боль про будущее, в которую он должен вступить в одиночку без какой-либо надежды на продолжение своего деревенского рода.
Это – закат деревенского солнца, и сегодняшняя деревня живёт под знаком заката – туда, в прошлое, в учебники и ностальгическую поэзию.
Но деревня уходит также и в будущее – как символ того, куда мы должны вернуться, когда обеспокоены возвращением в культуру. Возвращаться к руинам? – спросите вы. Но ведь возвращение – только метафоричный образ нашей культурологической перспективы. Нас должны интересовать больше идеалы, чем реальность руин.