В этом году Википедии исполняется 20 лет. Коллективно редактируемая онлайн-энциклопедия, которая всегда оставалась бесплатной, является одним из самых посещаемых веб-сайтов в мире, знакомым студентам, изучающим предметы, авторам викторин и поклонникам малоизвестной культуры.
Что, вероятно, менее известно, так это его проектная мощность. Собственная команда, известная как «студия брендов», отвечает за рассказывание истории Википедии, часто в тех местах, где она еще не дошла. «Идея студии — сосредоточиться на людях, которых у нас нет, — на регионах, сообществах, культурах, языках», — объясняет директор бренда Зак МакКьюн. Хотя каждый месяц на сайт приходит 1,5 миллиарда устройств, МакКьюн говорит, что этого недостаточно. Вместо этого команда работает над видением «глобального сообщества знаний, основанного на широком участии», — добавляет он.

Ответственная за имидж Википедии во всем мире, команда распространяет информацию о платформе посредством международных кампаний и неожиданного сотрудничества (с Например, парижские модные бренды) и занимается внутренними проблемами дизайна, такими как пояснительные значки для веб-сайта. Он также работает над стратегией и коммуникациями для Википедии.
Через эту работу проходит осознание того, что Википедия — это необычное присутствие в Интернете. Команда знает, например, что существуют целые аккаунты мемов, посвященные странностям Википедии. Также есть разделы «Вики-игры» и «Личная жизнь», которые газета Washington Post называет «всеми любимой частью Интернета». «В конечном итоге это потому, что люди странные», — говорит МакКьюн. «Это контент о людях, но он также написан людьми — причуды — вот где проявляется человечность».
Содержание статьи
Как работает команда?
Команда входит в Фонд Викимедиа, некоммерческую организацию, владеющую Википедией. Он состоит из восьми участников, разделенных между брендом (который фокусируется на сотрудничестве) и творческой стороной (где дизайнеры занимаются брифами). Команда также тесно сотрудничает с командой разработчиков продуктов, которая помогает уточнить внешний вид Википедии на платформах по всему миру. По словам МакКьюна, из-за международного опыта команды — с дизайнерами в Южной Африке, Лондоне и Америке — она работала удаленно задолго до того, как стала обычным явлением
.
Это означает, что Slack используется очень часто. И хотя команда собирается раз в неделю, во время других бесед приходится оговаривать часовые пояса. Чаще всего члены команды работают над проектом в одиночку или в паре, говорит МакКьюн, хотя случаются и более масштабные совместные работы. «В конце концов, мы хотим найти способ еще более глобального присутствия», — объясняет МакКьюн, и каждый проект добавляет в проект больше иллюстраторов, дизайнеров и агентств со всего мира.

На что похож этот процесс?
Поскольку проекты настолько разнообразны, ни один процесс не может быть одинаковым. В настоящее время команда работает над серией значков, например, чтобы лучше объяснить программу грантов Викимедиа. Креативный директор команды Ханьи Мпумлвана (из Йоханнесбурга, ЮАР) говорит, что один из самых динамичных проектов был приурочен к 20-летию Википедии. Все началось со свидания, но привело к более широким вопросам. Команде предстояло выяснить, каковы отношения людей с Википедой: «Думают ли они обо всех мировых знаниях в одном месте или просто хотят знать, что произошло в восьмом сезоне« Анатомии Грея »?»
Результатом стала развивающаяся серия ярких праздничных рисунков, названных «Wiki wing dings» — иллюстраторами Жасминой Эль Буамрауи и Карабо Поппи Молетсане. Их анимировала канадская дизайн-студия Good Bad Habits. В связи с фактическим днем рождения Википедии (который был в январе) на сайте появился новый логотип дня рождения

Еще одна годовщина отмечена в печати. Чтобы отпраздновать 16-летие испанской Википедии, команда совместно с метро Мехико выпустила памятный билет. МакКьюн объясняет, что создать дизайн для этого носителя было непросто — трехмерный логотип бренда должен был соответствовать ограничениям билета и качеству печати с низким разрешением. Графический дизайнер команды Бланка Флорес воссоздала логотип без затенения, чтобы он все еще был четким на бумажном билете, хотя был включен ярко-розовый цвет, напоминающий работы мексиканского архитектора Луиса Баррагана. Выпущено 10 миллионов билетов специального выпуска; более 4 миллионов пассажиров использовали систему каждый день, когда были доступны билеты.
Команда обычно работает над тремя-шестью проектами одновременно, а сроки варьируются. К 20-летнему юбилею команда также разработала «хэш-флаг» — значок 72 × 72 пикселя, который следует за рекламным хэштегом в Твиттере — с изображением значка W в окружении конфетти, на создание которого ушло около трех недель.

Какие основные моменты?
Википедия имеет тенденцию процветать в неожиданных местах, о чем свидетельствует сотрудничество с парижским лейблом уличной одежды Études. «В Википедии есть панк-этос», — говорит МакКьюн. Он подчеркивает, что в эпоху высоких технологий он предлагает весь свой контент бесплатно, и даже черно-белая (с синими гиперссылками) эстетика восходит к ранним дням Интернета.
Одежда, созданная для коллекции весна / лето 2020, была украшена логотипом Википедии и другими символами бренда на толстовках, кепках и футболках. На одной рубашке размещены записи в Википедии о Diffusion и Illusion (тема линии). «В коллекции Études интерфейс очень интересен, — говорит МакКьюн. «Так выглядит опосредованное знание в Интернете».
Каковы некоторые из проблем?
Помимо согласования часовых поясов, решаемых «дудочными днями», когда один дизайнер встречается особенно поздно или рано, команда чувствует ответственность более чем 250 000 добровольцев Википедии. Википедией руководят волонтеры, которые запускают и редактируют страницы. «Мы делаем все, чтобы мир ценил Википедию, но также выражаемся от имени всех этих добровольцев, владеющих Википедией», — говорит Мпумлвана. «Это принадлежит им». Таким образом, она говорит, что они никогда не разрабатывают что-то законченное, а скорее ждут, пока это будет завершено добровольцами. И МакКьюн, и Мпумлвана подчеркивают, что их отзывы имеют решающее значение для проектов.
Чем занимаются другие дизайнеры?
Когда в прошлом году разразилась пандемия, Маккьюн говорит, что произошел «взрывной рост посещаемости сайтов». «Волонтеры редактировали статьи о Covid в невероятном клипе», — добавляет он. «Это был настоящий портрет того, как Википедия является частью общества». Это было особенно заметно в эпоху дезинформации. Совместно с мультимедийным дизайнером команды Ханг До Тхи Дук была создана кампания и подстраница вокруг идеи доверия в эпоху Covid.
Источником вдохновения послужили файловые системы и цветовое кодирование в репозиториях, в то время как изменяющаяся цветовая система была принята, чтобы показать, когда разные страницы имеют тенденцию. К ним относятся страницы для закваски и туалетной бумаги, которые в начале пандемии посетили соответственно 80 000 и более 200 000 человек. В рамках проекта также было отмечено, что о Covid было создано более 4000 статей на более чем 160 языках. По словам Мпумлваны, проект визуализации данных был хорошим примером странности Википедии. «Речь идет не только о вирусе, но и о том, как люди на него реагируют», — добавляет она.
Что дальше?
Что касается сотрудничества мечты, то, по словам Мпумлваны, важнее всего музыка, в то время как МакКьюн страстно увлечен дизайном плакатов. Другие цели могут быть более долгосрочными. Мпумлвана говорит, что ее интересует доступность — например, как можно использовать бренд для обеспечения доступности для людей, которые не совсем грамотны. Скорее всего, это будет связано с экспериментами с Википедией или ее «взломом», как она выразилась. «Мы хотим узнать, как выглядит участие в получении знаний, когда у вас нет диплома по написанию эссе или вы не знаете, как использовать правила цитирования Гарварда».
Здесь вы можете узнать больше из нашей серии о внутренних командах дизайнеров, исследуя творческие культуры таких организаций, как Barbican, Facebook и BBC.