Новая выставка в Японском доме в Лондоне посвящена истории дизайна исторической Олимпиады и ее влиянию на будущее страны и мира.
1 октября 1964 года японский «Синкансэн» — в просторечии известный как сверхскоростной пассажирский экспресс — открылся для движения между Токио и Осакой, сократив шестичасовую поездку до четырех. Менее чем через две недели гости прибыли в страну для участия в самой международной Олимпиаде в истории. По словам директора по программированию Японского дома в Лондоне Саймона Райта, этот впечатляющий (хотя, по общему признанию, трудный) поворот является символом «новой Японии», представленной на Олимпийских играх 1964 года в Токио.
В следующем месяце здесь состоится выставка, на которой исследуются творческие достижения, вызванные играми того года, и их влияние не только на Японию, но и на весь мир. Это своевременное исследование. Токио 1964: Designing Tomorrow откроется в середине перенесенных Олимпийских игр в Токио-2020. И хотя все взгляды в настоящее время прикованы к тревожному событию и тому, как оно отразится на осложнениях, связанных с пандемией, у предшественника 1964 года были свои собственные проблемы.
Это были не только первые Олимпийские игры, проведенные в Азии, но и первые, которые транслировались на международном уровне (в Америку через спутник). Наряду с этим первым делом была внутренняя политика Японии. По словам Райта, Олимпийские игры 1940 года в Токио (отмененные из-за начала Второй мировой войны) и участие страны в самой войне все еще пострадали. «Японии пришлось многое доказать на мировой арене, что в Мельбурне не было необходимости в 56-м, а в Риме — в 60-м», — добавляет Райт. «Токио был чем-то вроде из пепла».
Представляем «новую Японию»

Амбиции были подкреплены новообретенной организацией. По словам Райт, комитет по дизайну, возглавляемый Юсаку Камекура и состоящий из группы многообещающих японских дизайнеров, работал над созданием целостного внешнего вида игр. Камекура разработал символ и логотип для игр, в которых используется узнаваемый мотив красного солнца Хиномару (хотя дизайнер оспаривает, что он был вдохновлен японским флагом). Его часто называют фаворитом дизайнеров.
Камекура разработал дизайн в рамках олимпийского конкурса, где его работы «выделялись своей простотой и удобством общения», — говорит Райт. Камекура также разработал сопутствующую визуальную кампанию, представленную на выставке, которая ознаменовала первый раз, когда фотография была использована в дизайне плакатов Олимпийских игр. По словам Райта, в серии, вдохновленной Баухаусом, изображающей бегунов, пловцов и эстафету факела, были строгие правила относительно того, как и где это было показано.

Комитет также подготовил руководство по дизайну, в котором объяснялось, как следует применять брендинг, от шрифта (Helvetica) до цветовых решений. По словам Райт, это была первая олимпийская игра, которая, вероятно, была «придумана» в процессе и завершена незадолго до того, как игры стали реальностью. Одним из наиболее влиятельных элементов было введение олимпийских пиктограмм, разработанных Йоширо Ямасита и представленных на выставке.
Они были разработаны по необходимости. Игры ознаменовали самый большой приток иностранных гостей в Японию в истории, и они не смогли понять родной язык. «Это создавало визуальный язык для людей», — говорит Райт. «Пиктограммы появились на картах мест проведения мероприятий, поэтому вы знали, куда идти, не понимая слова», — объясняет он. Символы были разработаны для общей информации (например, туалеты и первая помощь), а также для конкретных видов спорта. Хотя в последующих играх они были стилизованы по-другому, они стали олимпийским стандартом. «Это была в значительной степени коллективная идея японцев продвигать эту новую Японию через международную идею модернизма», — говорит Райт
«Очень продуманная рекламная деятельность»

Игры 1964 года ознаменовали собой еще одну первую в истории более широкого брендинга Олимпийских игр, так как это был первый раз, когда олимпийский факел был представлен по всей стране (он также делал остановки в других странах Азии). Ранее он направлялся из Афин прямо в принимающий город. «Это была очень продуманная рекламная акция — объехать всю страну, когда все будут одеты в одну и ту же одежду», — говорит Райт. Эта акция сработала, по крайней мере, внутри компании — на церемонии открытия и закрытия было слишком много подписчиков.
В другом месте выставка обращает внимание на технический прогресс игр Токио 1964 года. Например, это были первые игры, в которых не использовались швейцарские хронометры. Японский бренд Seiko заменил Omega в качестве официального хронометриста мероприятия. Райт объясняет, как директор Seiko отправлял своих сотрудников на Олимпийские игры 1960 года в Риме, чтобы исследовать, как производятся часы. Затем Seiko разработала кварцевый цифровой таймер, который мог фиксировать время с точностью до секунды. «Эта технология станет стандартом в дизайне наручных часов», — говорит Райт. «Все это было разработано в результате игр».

Другие разработки, представленные на выставке, включают общенациональную архитектуру, транспорт и униформу, например, кимоно, которые носят те, кто вручает медали на церемониях награждения. Все это помогло создать представление о том, что «Япония значительно продвинулась в технологическом плане», — добавляет Райт
.
Олимпийские игры могут быть неоднозначными благами для принимающих городов. Хотя они часто сопровождаются массовыми празднованиями, наследство может быть разным из-за непомерных расходов. Нередко роскошные олимпийские объекты остаются неиспользованными. Творческое наследие Олимпийских игр 1964 года в Токио яснее. По словам Райта, его комитет по дизайну, многие из которых были молоды в то время, стали успешными графическими дизайнерами сами по себе. «Это был знаковый сдвиг в восприятии Японии и в том, как Япония хотела показать себя на мировой арене», — говорит он. «И они решили показать это через модернизм, в графическом дизайне и в архитектуре».
Токио 1964: Designing Tomorrow открывается 5 августа 2021 года в Японском доме в Лондоне. Дополнительную информацию, в том числе цены на билеты, можно найти на сайте центра.