Когда Советский Союз распался в начале 1990-х годов, большинство новых независимых республик, появившихся из-под обломков, мало что хотели сделать со своими старыми колониальными мастер. Но по прошествии десятилетий ностальгия по СССР укоренилась в некоторых из этих бывших советских спутников. Немного сосны за возвращение КГБ или номенклатуры — чья бестолковая некомпетентность разрушительно изображена в нынешнем мини-сериале ГБО Чернобыль — но некоторые пожилые жители с любовью оглядываются назад в дни гарантированной занятости и жилье.
В культурной сфере такая ностальгия часто распространяется на советскую архитектуру: бетонные жилые блоки в стиле брутализма, грандиозные показные правительственные здания, обширные общественные места, украшенные героической скульптурой. Хотя эта триумфальная архитектура широко осмеяна, у нее есть свои защитники. В Алматы, бывшей столице Советского Казахстана, группа местных архитекторов основала группу под названием ArchCode для документирования и сохранения «архитектурной ДНК» города, значительная часть которой находится под угрозой сноса. Подобные группы возникли в других местах бывшей советской империи.
Итальянские фотографы Роберто Конте и Стефано Перего проявили интерес к советской архитектуре, работая над проектами в России, Грузии, Армении и Беларуси. Для своей новой книги «Советская Азия: советская модернистская архитектура в Центральной Азии» изданной Fuel Design, они побывали в бывших советских республиках Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Своими фотографиями Конте и Перего хотят проколоть идею о едином монолитном советском архитектурном стиле.
«Мы считаем, что советские архитектурные стили более точны», — говорит Конте. «Было много токов, которые развивались, от Конструктивизма раннего Советского Союза до симметричного неоклассицизма сталинского пространства, сопровождаемого советским Модернизмом. Каждое из них было интересно нам по различным причинам.»
Разработанный главным образом подготовленные московскими архитекторами, сфотографированные здания Conte и Perego выполнены с узнаваемой советской эстетикой, хотя многие включают штрихи, вдохновленные местными традициями. Они нашли одну из самых богатых коллекций советской архитектуры в Ташкенте, столице Узбекистана, которая была восстановлена СССР после разрушения в результате мощного землетрясения 1966 года. Именно здесь они сфотографировали свое любимое здание в книге «Колоссальный отель Узбекистан».
Этот отель все еще работает, как и большинство других зданий, которые сфотографировали Конте и Перего. Но многие обветшали, и обновление часто требует преобразования их до неузнаваемости. В некоторых случаях фотографы приезжали, чтобы сфотографировать здание, и обнаружили, что оно уже снесено. Медленно, но верно архитектурное наследие СССР исчезает. Они говорят, что за то, что осталось, стоит бороться.
«Эта архитектура воплощает идею современности, но она была создана страной, которой больше не существует», — отмечает Конте. «Каждое из зданий предлагало очень креативные решения для практических нужд — в большинстве случаев с величественным и впечатляющим результатом».