В рамках нашей серии, посвященной разработке прожекторов в разных странах, мы рассмотрим богатую историю промышленного дизайна в Польше и то, как страна воспринимает свое уникальное влияние.
«Быть дизайнером в Польше сегодня — это отличная возможность», — говорит графический дизайнер Филип Тофиль. «Вы можете легко выбирать различные эстетические и дизайнерские идеи. Польша — это своего рода граница культур ».
Польша, конечно же, буквально граничит с Европой; между Западной Европой и восточнославянскими государствами, а также скандинавскими странами. Эстетика этих регионов в Польше, как правило, пересекается, а это означает, что она существует «в таком среднем состоянии», что, по словам Тофила, дает свободу дизайнеру. «Каждый раз, когда дизайнер делает выбор, — говорит он. «Это может закончиться чем-то большим или ужасным, но амплитуда внутри Польши очень велика».
В 2015 году Тофил основал консалтинговую компанию Syfon Studio по графическому дизайну в Варшаве. Ула Яновска в 2015 году. Эклектичный графический стиль, кажется, воплощает его видение польского дизайна. Это можно увидеть в Институте дизайна в Кельце, где была представлена выставка плакатов, посвященная культурному значению логотипов Apple и воздушных шаров.
Но соучредитель студии Яновска указывает на очень практическую причину, по которой польские дизайнеры могут быть более раскрепощены в своем подходе: «У нас не так много правил дизайна, переведенных на польский язык, поэтому дизайнеры просто идут по течению. «
Содержание статьи
История дизайна Польши
Возможности дизайна не всегда были такими многочисленными в Польше. Как и большая часть политики страны, дизайн не шел по прямой линии и часто был предметом европейской политики. После Второй мировой войны были предприняты усилия, чтобы стимулировать экономику страны через дизайн, прежде всего через основание Института промышленного дизайна в 1950 году. Целью группы было повышение как уровня производства, так и эстетических ценностей дизайна страны, путем создания школ, конкурсы и проведение выставок. По сей день это все еще выполняется — и промышленный дизайн является ключевой частью ландшафта страны.
В 2018 году профессор Чеслава Фрейлих курировал выставку в Национальном музее в Кракове под названием «Другая сторона вещей: польский дизайн после 1989 года». Наряду с выставкой Фрейлих представил документально оформленную историю промышленного дизайна Польши. (Это также показывает переменный успех таких движений, как модернизм и керамическая промышленность.)
As Фрейлих объясняет, что когда Польша перешла к демократии после 1989 года, вновь был сделан акцент на дизайн как на повышение экономики, особенно в международной торговле. Но только после тысячелетия компании взлетели, особенно за счет мебельного бизнеса, который в 2007 году составил 6,5 млрд фунтов стерлингов в отрасли на 177 млрд фунтов стерлингов.
Промышленный дизайн процветает: помимо того, что он является третьим по величине экспортером мебели в мире, крупнейшим экспортером страны является автомобильная промышленность, которая составляет 11% ее экономики. В 2016 году был создан Polski Fundusz Rozwoju (Польский фонд развития) для поддержки и развития нового бизнеса. Его программа «Начало в Польше» помогает финансировать стартапы и малые и средние предприятия (МСП), большинство дизайнерских агентств в Польше.
Инновации через образование
Чтобы двигаться вперед, Фрейлих говорит Неделе дизайна, что Польша должна теперь сосредоточить внимание на «устойчивом и экологическом дизайне» для страны, а также на «сокращении потребления». И хотя эти цели могут показаться «утопическими», Фрейлих говорит, что их разделяют многие страны — «особенно высокоразвитые».
Ключевым направлением этого прогресса было образование — фонды ЕС использовались и продолжают использоваться в качестве способа стимулирования связи между университетами дизайна и промышленностью. Эти школы стали центром объединения креативщиков; Например, Тофил и Яновска из Syfon Studio встретились во время учебы в Академии изящных искусств в Варшаве, где преподает профессор Фрейлих. В столичной художественной школе, крупнейшей в стране, работают разнообразные творческие факультеты: от графики, интерьеров до сценического дизайна.
«Немного ностальгический, немного китчевой, немного фольклорный и современный»
Это, кажется, оказывает влияние на все более эклектичную сцену дизайна Польши. Возьмем Оскара Зита, немецкого дизайнера, у которого есть студия во Вроцлаве, в западной Польше. Zieta разработала новый способ деформации стали, надувая металл сжатым воздухом. Это позволяет конструкциям становиться долговечными и стабильными, что подчеркивает инновации и международный дизайн, которые Польша начинает привлекать.
Во Вроцлаве также живет Мацей Ништук, «генеральный дизайнер», который учился в Вроцлавском технологическом университете. Ништук также говорит о пересекающихся влияниях в Польше. Он особо упоминает влияние католической церкви, столкновение коммунизма и капитализма, а также народный дизайн. «Все это создает особую эстетику польского дизайна, — говорит Ништук на Неделе дизайна: — Это немного ностальгически, немного китчливо, немного фольклорно и современно».
Но Ништук обратился к иному вдохновению для своего дизайна: биологии. Он сочетает в себе «простоту природы» с «использованием вычислительной мощности» для создания дизайна ювелирных изделий на основе микро- и макро-моделей, встречающихся в природе. Это тип декоративной биомимикрии, в котором также используется 3D-печать, и подходящая комбинация ландшафта современного дизайна в Польше: инновации, современные технологии материалов и признание промышленного дизайна страны
.
«Это дань чистому выражению»
В январе в лондонском Доме иллюстрации проходит выставка работ графического дизайнера середины века Джорджа Хима. Им оказался еврейско-польский эмигрант, приехавший в Великобританию со своим дизайнерским бизнесом Lewitt-Him (в партнерстве с Jan Le Witt), где он оставался до своей смерти в 1982 году.
Его работа во время Второй мировой войны над плакатами общественной безопасности для Почтового отделения и Министерства информации, среди прочего, принесла Ему репутацию остроумного и под влиянием кубизма стиля. И хотя он в основном работал в Великобритании, его дизайнерское образование было разделено между Польшей и Германией.
Выставка представляет собой первую ретроспективу Него и надеется пролить свет на практически неизвестного дизайнера, который является частью как Польши, так и наследия Великобритании — выставка является частью ежегодного фестиваля в Великобритании, который отмечает вклад в британской культуре беженцев из нацистской Европы.
В современной Варшаве дух остроумного визуального стиля Его присутствует в Syfon Studio. (А в столице все шире признается наследие страны; в 2011 году в Национальном музее в Варшаве была организована выставка под названием «Мы хотим быть современными: польский дизайн с 1955 по 1968 год».) говорит: «Польша в прошлом так сильно хотела стать частью мира, что мы забыли, почему мы и причины того, что мы здесь делаем».
«У нас есть китч, плохой дизайн, ошибки, не прямые линии и не идеальные буквы, сделанные в нашей крови», — говорит Тофил. «Мы начали не скрывать это странное искушение, а ценить его — это дань чистому выражению и отсутствие правил».