Авторское право может звучать как модные юристы и крупный бизнес, но его влияние реально для студий всех размеров, говорит Эрик Шрайвер. Дизайнер и автор делятся своими лучшими советами для творческих людей о том, как избежать попадания в легальную горячую воду.
Для дизайнеров авторское право предоставляет как проблемы, так и возможности. Становится все проще и легче сталкиваться с проблемами, ущемляющими авторские права других людей, особенно теперь, когда социальные сети, такие как YouTube и Facebook, начинают активно сканировать загруженный контент, чтобы проверить, не защищены ли авторские права на видео и изображения. С другой стороны, ваши собственные авторские права могут стать мощным рычагом при ведении переговоров с клиентами, издателями и всеми, кто хочет воспроизвести вашу работу.
Большая часть повествования об авторском праве основана не на опыте отдельных людей, а на средствах массовой информации. Роль авторского права в различных областях творчества может быть разной, и то, что полезно для многонациональных издателей, может быть не таким полезным для фрилансера. Моя новая печатная публикация «Копировать эту книгу» призвана стать как практическим руководством для креативщиков, так и средством, с помощью которого можно просвещать сообщество, чтобы оно могло участвовать в дебатах по мере того, как закон об авторском праве продолжает изменяться.
Вот шесть важных вещей, которые дизайнеры должны знать об авторском праве.
Содержание статьи
- 1 1. Вы получаете авторское право по умолчанию
- 2 2. Твой дизайн защищен, твой стиль — нет
- 3 3. При повторном использовании изображений вы не можете обмануть авторское право
- 4 4. Клиент не получает авторские права автоматически
- 5 5. Ваш клиент ожидает, что вы обучите их
- 6 6. Если вы скопированы, у вас есть рычаг
1. Вы получаете авторское право по умолчанию
Авторское право не требует каких-либо действий с вашей стороны. Достаточно просто быть автором или создателем творческого произведения — по умолчанию вам приписывается авторское право. Это означает, что вы можете решить, кто будет копировать произведение и на каких условиях.
Из-за односторонних договоров большинство стран мира признают ваши авторские права. Конечно, верно и обратное: если вы хотите использовать чужую работу, вы можете предположить, что у них есть авторские права — если они не умерли более 70 лет назад. Авторское право длится долго!
2. Твой дизайн защищен, твой стиль — нет
Большинство форм дизайна чувствительны к моде и тенденциям. В то время как определенные проекты защищены авторским правом, строительные блоки, которые составляют их стиль, не являются. Если вы спроектировали предмет мебели, большой магазин не сможет начать коммерциализацию вашего дизайна без вашего разрешения.
Однако они могут копировать элементы вашего подхода, такие как использование материалов и цветов. Дизайнеры могут свободно использовать большинство частей вашего визуального языка. Если вы чувствуете, как другие дизайнеры имитируют свой стиль, наиболее рациональный подход к воспримет это как комплимент и работать, чтобы убедиться, что ваша работа там и видно, так что вы можете получить кредит за то, что опережение.
3. При повторном использовании изображений вы не можете обмануть авторское право
При использовании существующих фотографий или иллюстраций нельзя обойтись без авторского права. Дизайнеры иногда думают, что могут обмануть авторское право, размывая, пикселируя, искажая или иным образом стилизуя используемые ими изображения. Это не работает в Великобритании или в Европе: даже создание рисунка на основе фотографии может быть нарушением авторских прав.
У вас есть три варианта: вы можете работать с изображениями, которые достаточно стары, чтобы на них не распространялось авторское право, вы можете использовать изображения, доступные по соответствующей лицензии Creative Commons, или вы запрашиваете разрешение у владельца авторских прав. Владелец авторских прав должен установить условия, например, нужно ли вам платить и сколько.
4. Клиент не получает авторские права автоматически
Это может быть нелогичным, особенно для ваших клиентов: при оплате за дизайн авторское право остается за дизайнером, если они не подпишут его в письменном виде. Ваш клиент может использовать дизайн только в том контексте, для которого он был впервые заказан. Если они хотят, чтобы другой дизайнер адаптировал ваш дизайн, им сначала нужно ваше разрешение.
Юридически подкованные клиенты знают это и хотят, чтобы вы подписали авторское право. Это может быть полезным рычагом при обсуждении вашего предложения: рекомендуется выставлять счета как за труд, так и за авторское право. С небольшими клиентами с меньшими бюджетами вы можете вместо этого сохранить свои авторские права, объясняя им, что вы бы предпочли участвовать в качестве дизайнера на последующих итерациях.
Что бы вы ни делали, обсудите это с клиентом в начале ваших отношений. У вас не будет друзей, если вы столкнетесь с юридическими угрозами спустя годы!
5. Ваш клиент ожидает, что вы обучите их
Графические дизайнеры, в частности, работают со сложным гобеленом прав: визуальная идентификация может включать авторские права графических дизайнеров, дизайнеров шрифтов, фотографов и копирайтеров. В задачу дизайнера входит понять, как эти права работают вместе.
Даже если ваш клиент подписывает лицензионные соглашения и несет юридическую ответственность за любое нарушение авторских прав, они все равно могут преследовать вас за халатность, если вы не предупредили их надлежащим образом.
Ваш клиент может не знать, что лицензия на шрифт для настольного компьютера отличается от лицензии на использование в Интернете или что фотографии, лицензированные для внутреннего информационного бюллетеня, не могут быть опубликованы в блоге компании. Помогите своим клиентам выяснить лицензирование и обучите их, когда это необходимо.
6. Если вы скопированы, у вас есть рычаг
Большинство дизайнеров почти не видят, как их работы воспроизводятся напрямую, потому что большинство дизайнерских работ зависит от контекста и клиента. Если вы иллюстратор, ситуация другая. Как и в случае с фотографиями, когда циркулируют иллюстрации, велика вероятность, что они будут перенастроены в графическом дизайне, на одежде или использованы повторно в новых редакционных контекстах.
Как владелец авторских прав, вы сами решаете, хотите ли вы что-то делать с этими копиями. Если вы знаете о своих правах, вам вряд ли когда-нибудь понадобится адвокат — вы можете просто связаться, прийти к пониманию и в конечном итоге получить компенсацию. В частности, если нарушающая сторона — более крупный бизнес, они, скорее всего, будут знать, что вы правы — и что не в их интересах, чтобы дело дошло до судебного иска, который будет стоить им времени и денег.
Эрик Шрайвер — голландский дизайнер, художник и автор, который сейчас живет в Брюсселе и работает для бельгийца. техническая компания Acsone, где он проектирует и разрабатывает пользовательские интерфейсы. Его новая книга «Копировать эту книгу» была издана с помощью гранта Фонда культурной индустрии (Нидерланды).
Скопируйте эту книгу Эрика Шрайвера, которую можно купить за 17 фунтов стерлингов, опубликованную Onomatopee и распространенную в Великобритании Antenne Books . Скоро будет доступно онлайн-издание для покупки. Для получения дополнительной информации, отправляйтесь сюда .