С 25 по 29 июня в Красноярске во второй раз пройдет ярмарка современного искусства SCAN Fair — одно из ключевых арт-событий города и региона. В этом году, помимо независимых авторов, коллективов и галерей, в ней примут участие семь локальных брендов предметного дизайна. Как сегодня работают художники, кураторы и дизайнеры в Красноярске и Сибири, как локальный контекст формирует художественные практики и чем арт-сцена за Уралом отличается от столичной — разбираемся вместе с экспертами ярмарки.
Содержание статьи
- 1 Лилиана Маррэ куратор, арт-директор SCAN Fair
- 2 Елена Васильева куратор, исследователь истории современного искусства Якутии
- 3 Елена Клейман художница, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музейного комплекса И.Я. Словцова, куратор галереи «Золото+Болото» в Тюмени
- 4 Александра Санькова историк дизайна, директор Московского музея дизайна
- 5 Александра Семенова-Ситникова искусствовед, кандидат философских наук, доцент Гуманитарного института «Сибирского федерального университета», куратор
Лилиана Маррэ куратор, арт-директор SCAN Fair
Красноярск уже давно зарекомендовал себя как важная культурная точка на карте России. В городе активно развивается локальное арт-сообщество: здесь есть много художников, работает несколько креативных кластеров и выставочных пространств. Это подтверждается и цифрами — около 20% финалистов SCAN Fair в этом году представляют именно Красноярск. При этом я бы не стала утверждать, что в Сибири существует какой-то один «культурный центр» — все-таки культура гораздо шире и разнообразнее.
Медиумы, темы и способы высказывания в регионах не сильно отличаются от того, что происходит в Москве или Санкт-Петербурге. Среди местных художников прослеживается работа с темой прошлого, культурного кода, присущего тому или иному региону, но каждый из них индивидуален. Именно разнообразие тем и сюжетов, с которыми работают локальные художники, особенно четко проявилось на этапе отбора заявок. Каждый автор имеет собственную оптику и способ взаимодействия с визуальным материалом.
А вот в инфраструктуре и арт-процессах есть существенные различия. Безусловно, существуют объединяющие структуры — локальные арт-хабы, культурные институции и комьюнити. Однако в большинстве случаев они работают как независимые очаги активности, а не как часть единой системы. Региональные художники и даже институции нередко существуют в изоляции от центральных арт-процессов, что, с одной стороны, дает проявить свою инаковость, а с другой — ограничивает доступ к институциональной поддержке, профессиональным связям и рынку.
Удаленность от центра сказывается и на рыночной инфраструктуре. В регионе значительно меньше коллекционеров, а галерей, способных системно представлять художников и продвигать их на федеральной сцене, практически единицы. Даже от такого города-гиганта, как Красноярск, на нашей ярмарке в этом году представлена лишь одна галерея, что само по себе показательно.
Именно отсутствие развитого арт-рынка становится препятствием для устойчивого существования художника как профессионала, живущего за счет своей практики.
Появление такой ярмарки, как SCAN Fair, за пределами центральных регионов — важный и символический шаг. Это не просто культурное событие, а элемент инфраструктуры, необходимый для устойчивого развития арт-процессов. Ярмарка закладывает фундамент для диалога между художниками, институциями, коллекционерами и зрителями, создавая условия для того, чтобы региональные сцены становились видимыми и признанными на федеральном уровне.
Елена Васильева куратор, исследователь истории современного искусства Якутии
В Красноярске очень самобытная и активная художественная среда со своей давней историей и с постоянно актуализирующимися явлениями в искусстве. Самые очевидные примеры — музейная биеннале и все активности центра «Площадь Мира». Многие наши авторы из Якутии учились в Красноярске, и эта среда, сам город и его институции дали старт очень ярким творческим биографиям.
Для Сибири и Дальнего Востока в целом характерна эта самостоятельность в хорошем смысле: смелость, тяга к исследованию самих себя, ближнего окружения, и искусство создает фундамент для этой исследовательский активности. Мне очень интересно следить за тем, как развиваются сообщества в Томске, Иркутске, Владивостоке. Для каждого города и региональной сцены я могла бы выделить такие общие темы, как память, локальная история, индигенные знания о земле, изменения климата, ритуальная и обрядовая культура. Ярмарка дает возможность проявить все эти авторские рефлексии, собрать из них общее представление о том, как живет искусство в регионах.
SCAN Fair уже сейчас начинает создавать арт-рынок, который может вырасти из локальных процессов в эффективную инфраструктуру коммуникации и продвижения.
Если рассматривать Сибирь и Дальневосточный федеральный округ как общее поле для коммуникации и продвижения художественных сообществ, то инфраструктура пока только начинает выстраиваться. Чаще всего это частные институции и низовые инициативы, организованные пассионариями и визионерами — и это нормально. Чтобы качество перешло в количество и масштаб, естественно, нужны фонды, развитие филантропии, а также государственный заказ на создание инфраструктуры арт-резиденций и галерей.
Елена Клейман художница, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музейного комплекса И.Я. Словцова, куратор галереи «Золото+Болото» в Тюмени
Феномен красноярской художественной сцены на самом деле очень интересен. В какой-то степени понятно, почему культурным центром Сибири называют именно Красноярск: в городе есть большая институция — «Площадь Мира» — и, конечно, художественные вузы. Совсем не удивительно, что именно здесь появилась ярмарка современного искусства SCAN Fair.
Я бы сказала, что арт-среда около Уральских гор и за ними формируется из людей, которые выбирают остаться здесь, а не переезжать в столицы. Как мне кажется, этот шаг подталкивает их (нас) к тому, чтобы создавать вокруг себя желаемую среду: творить, делать просветительские проекты, устраивать выставки, организовывать галереи. Безусловно, локальный контекст напрямую влияет на практику художников. Мне кажется, что такой поворот к локальному происходит в связи с отдаленностью от центра страны и некой даже обособленностью нас. Художники здесь обращаются к близкому: к малой и большой истории, к географическим особенностям места, традиционной культуре и фольклору. Такие исследования как раз приближают к формированию образа места, в котором художник выбрал остаться.


В каждом регионе система поддержки художников устроена и работает по-разному. Например, в Тюмени сегодня есть три площадки в области современного искусства: центр современной культуры «Золото+Болото», Музейный комплекс им. И.Я. Словцова и мультицентр «Контора пароходства». В городе реализуются большие проекты, проходят местные маркеты современного искусства, проводятся просветительские программы и конкурсы для художников. Для полноценной экосистемы не хватает системной государственной поддержки, частных инвестиций и специализированных образовательных программ.
Однако активность локальных институций и инициатив доказывает, что даже в текущих условиях художники могут находить возможности для реализации проектов.
Мне хочется верить, что профессиональное сообщество будет обращать все больше внимания на художников из регионов — уже сейчас можно проследить спрос на локальные нарративы у больших институций. Формирующийся сибирский арт-рынок, обилие просветительских программ, проектов и выставок дает толчок к развитию уникальной художественной среды, которая как раз и «производит» интересные новые имена и сюжеты.
Александра Санькова историк дизайна, директор Московского музея дизайна
Мне особенно радостно видеть, что номинации «Предметный дизайн» все чаще начинают появляться на фестивалях и конкурсах. Сегодня эта индустрия растет особенно активно: чем больше будет конкурсов, фестивалей, сборных стендов дизайнеров, галерей, представляющих предметный дизайн, тем быстрее будет развиваться профессиональная среда. Очень важно, чтобы существовала здоровая конкуренция, чтобы было много инициатив и событий — именно так повышается качество и предметного, и промышленного дизайна.
Когда-то была всеобщая увлеченность глобализацией, но сегодня во всем мире можно заметить обратный процесс — поиск локальной идентичности. И мы движемся в том же направлении.
Сейчас все активно обсуждают национальный культурный код и то, как традиционные ремесла и материалы влияют на современный дизайн. Мне кажется, что многие дизайнеры, представленные на ярмарке, как раз и работают с этими темами: отражают особенности региона, обращаются к природным мотивам, традиционным орнаментам, вышивке, к тому, что окружает их повседневно. Это может быть Байкал, река, горы, океан — все, что рядом, становится источником вдохновения. Окружение само подсказывает, каким может быть национальный дизайн. Здорово, что дизайнеры все чаще обращаются к сакральным и значимым темам своих городов и регионов — и прорабатывают их в своих проектах. Потому что если мы станем интересны сами себе, мы станем интересны и всему миру.
Александра Семенова-Ситникова искусствовед, кандидат философских наук, доцент Гуманитарного института «Сибирского федерального университета», куратор
В Сибири и на Дальнем Востоке арт-система все еще находится в стадии становления. Это уже не начальный этап, но еще и не зрелая система. Художники начинают осмысленнее относиться к вопросам самоопределения, но многое, что давно стало нормой для столичной сцены — например, наличие стейтмента и грамотного портфолио, умение взаимодействовать с кураторами, — здесь пока только приживается. То же касается ценообразования: художники учатся определять стоимость своих работ, понимать, какие критерии на нее влияют.
Что касается тем, с которыми работают художники региона, то здесь, как и везде, звучат универсальные вопросы — смысл жизни, самопознание, внутренняя и эмоциональная рефлексия. Причем часто — через призму табуированных или негативных эмоций: злость, гнев, страх. Но есть и локальные особенности — обращение к архаическим образам и эстетике, соединение с современными медиа. Это становится узнаваемым художественным кодом региона. Еще одна характерная черта — гендерный дисбаланс: сегодня около 70% художников здесь — женщины. Отсюда большое количество тем, связанных с внутренним женским опытом: чувственность, нежность, телесность.
На мой взгляд, сейчас уезжать из региона хотят уже далеко не все. Если в 2000-е почти все стремились в столицы или за границу, то сейчас ситуация изменилась.
Уезжают в основном молодые, только начинающие художники: они ищут возможности для образования, галерейного сотрудничества, участия в ярмарках. Те же, кто остаются, делают это по разным причинам: кто-то осознает, что в регионе проще стать узнаваемым и сохранить индивидуальность, чем раствориться в столичной массе; у кого-то уже есть семья и корни; кто-то просто не видит смысла в переезде, учитывая общую нестабильность мира и ограниченность перемещений.
Прогнозировать, как будет развиваться современное искусство в регионах, сложно. Но мне близка мысль художника Виктора Сочивко: «Гораздо проще сделать что-то новое там, где ничего нет». Сибирь — как раз такое место. Здесь история искусства очень короткая — всего около ста лет, начиная с Сурикова. Это территория, на которой можно строить все с нуля, открывая новое и для себя, и, возможно, для мирового искусства. И хочется надеяться, что так оно и будет.
Все фото: Илья Батурин, предоставлено пресс-службой ярмарки SCAN Fair.
Материал с сайта: https://design-mate.ru