- Статьи
- 11 мин на чтение
332
Сегодня мы расскажем основные маркеры, на которые стоит обращать внимание при выборе онлайн-курса, чтобы не потратить зря свои силы и деньги.
Конкретные школы и курсы упоминать не будем, чтобы статья не была их рекламой или анти-рекламой.
Содержание статьи
1. Внимательно изучи программу
Фундамент не зависит от моды и трендов. Тебе необходимо всегда ориентироваться на основные компетенции, которые входят в твой фокус. Например, хорошая программа по продуктовому дизайну должна включать в себя такие компетенции: Figma, применение стилей и компонентов, проектирование пользовательского опыта (UX), визуал в UI, исследования. Круто, если в программе упоминаются софт-скилы — умение выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Ты должен понимать, зачем каждая тема стоит на этом месте. В программе могут оказаться: Photoshop, Illustrator, Cinema 4D, Blender, упор на анимацию, какие-нибудь другие инструменты вроде Тильды, Axure, Principle или Protopie. Но это кликбейт, их вставляют, потому что это повышает продажи. Такие темы не должны быть основной причиной для покупки курса, и по ним не стоит оценивать его качество.
Напротив, если ты идёшь на курсы иллюстрации, там будет свой набор компетенций. Вряд ли там должно быть много Фигмы, веб-дизайна или проектирования.
Попробуй мысленно отсеять дополнительные темы и проанализировать, что из программы принесёт ключевую пользу.
Даже если на лендинге нет подробной почасовой программы курса по занятиям, её всегда можно запросить на почту в отделе продаж. Там ты сможешь в деталях ознакомиться с количеством занятий и темами.
По программе будет понятно, насколько курс проработан, сбалансирован и подходит тебе по формату, например, сколько часов ненужного Фотошопа вместо Фигмы тебе дадут. Здесь оцениваем темы, количество часов на теорию и практику.
Однако, сама по себе программа не гарантирует, что курс тебе подойдёт, двай разберём, что ещё нужно учесть.
2. Учебный процесс
То, как именно организован процесс обучения — самый важный фактор, из-за которого большинство людей бросают обучение.
Прежде, чем искать это в курсе, проговори для себя какой процесс обучения тебе подойдёт. Вот пара вопросов, на которые надо ответить:
• Нравятся ли тебе вебинары или ты предпочитаешь видео в записи?
• Готов ли ты читать длинные тексты?
• Успеваешь ли ты обычно сделать задачу в срок?
Форматы
Итак, у тебя есть ответы на три вопроса выше. Давай приложим их к курсам.
• Если тебе нравится проходить курс в своём темпе, наверное, много вебинаров тебе не зайдёт.
• Если не любишь читать тексты, а предпочитаешь видео, не бери тот курс, в котором много текста.
• Если некогда смотреть долгие вебинары без возможности перемотать — ищи курсы с предзаписанными видео или курсы в текстовом формате.
Для тех, кого мотивирует живое общение с другими студентами, обязательно проверяй, чтобы в курсе были чаты каждого потока.
• Уточни, кто проверяет домашние задания.
Тут есть много вариантов: сам эксперт, проверяющие, тренажёры, студенты проверяют друг друга, либо вообще без проверки.
• Попроси открыть тебе пару уроков в режиме демо-доступа для оценки контента.
Есть разные правила открытия демо-доступа, кто-то на пару дней открывает весь курс, кто-то пару занятий. Но чаще всего можно договориться, и тебе пойдут на встречу.
Если демо не дают, посмотри какие-нибудь другие бесплатные курсы этой школы, чтобы оценить их качество.
Саша про чаты
Если чат организован на образовательном веб-интерфейсе, скорее всего активности в нём будет мало, потому что на такие чаты нужно заходить специально.Я, как фанат Телеграма, считаю, что все чаты курса должны быть организованы только в Телеграме.
На худой конец, подойдёт VK, Whatsapp или Discord, если ты их используешь. Популярные мессенджеры всегда под рукой и больше вероятность, что они будут живыми.
Платформа и системы защиты данных
Образовательная платформа курса может иметь хороший UX, понятную навигацию уроков, привлекательный дизайн и мобильное приложение для просмотра видео в пути. Всё это мотивирует возвращаться в класс и не бросить курс.
А может быть ужасной, работать ненадёжно, падать, сбрасывать тебе авторизацию и парализовать весь учебный процесс. Если это критично для тебя, ты можешь проверить её работу на демо-доступе.
Саша про защиту контента
По моему мнению, в первую очередь курс должен быть организован так, чтобы студентам было удобно и комфортно учиться. Если авторы курса пренебрегают этим в пользу защиты контента от пиратства, они могут серьёзно ухудшить опыт студентов.Если они требуют ставить на компьютер какую-нибудь тяжёлую систему защиты видео вроде Инфопротектора, курс можно проходить лишь с одного авторизованного компьютера, кроме того, не будет возможности смотреть видео с мобильного приложения, не получится ускорять видео и даже снимать скриншоты. Я не знаю ни одного курса на рынке, который был бы настолько уникален, чтобы ради него идти на такие жертвы. Всегда есть другие курсы от конкурентов. В системах защиты контента нет ничего плохого до того момента, пока они не встают на пути у студента.
Если авторы курса уже на старте проявляют паранойю и враждебность к студентам, это обычно можно выяснить до оплаты. Некоторые курсы даже требуют паспортные данные. Давать их и идти на такие курсы я бы не стал ни при каких обстоятельствах.
Инга
Я понимаю желание экспертов защищать свой контент. Пиратство наносит урон, а судебные разбирательства доступны не каждому, так как требуют времени и денег на адвоката и выяснение обстоятельств. Также я не располагаю достаточной аналитикой, которая бы подтвердила или опровергла, что Инфопротектор значительно ухудшает опыт студента. Но тут я могу подсветить то, на что обычно обращает внимание методист: введение любого дополнительного инструмента или платформы должно быть обосновано, т.к. вызывает когнитивную нагрузку на студентов.
Дедлайны
Кого-то мотивируют жёсткие дедлайны под страхом отчисления. Кому-то нужно оставить возможность сдвигать их или переходить в следующий поток курса.
В любом случае, следует уточнить, какие у школы есть решения, если ты начнёшь отставать.
3. Создание артефактов
Артефакт — это продукт, который студенты делают в результате обучения. Создание артефактов позволяет проверить, умеешь ли ты применять полученные знания.
Если тебе дадут готовые схемы и макеты — это не артефакт. Нет гарантии, что ты сумеешь создать такие же. Артефакт должен быть создан с нуля, а не скопирован.
Шаблоны играют лишь вспомогательную роль. Если ты сам не сделал ничего своими руками, у тебя будет иллюзия, что ты знаешь, как это делается. Посмотреть видео-урок по тому, как варить суп ≠ сварить вкусный суп самостоятельно.
Примеры твоих артефактов
• Проведённое тобой исследование и отчёт о его итогах
• Нарисованная CJM
• Информационная архитектура проекта
• Джоб-стори для проектируемых сценариев
• Макеты, прототипы, анимации
• Кейсы в портфолио.
Получить знания недостаточно, должна быть практика. Поэтому, обращай внимание на заявленные артефакты при изучении лендинга курса.
Чем больше ты делаешь своими руками в процессе обучения — тем лучше.
В конце концов, платное онлайн-обучение отличается от бесплатного Ютюба именно этим: созданием артефактов и их индивидуальной проверкой.
Если на лендинге нет упоминания об артефактах или оно непонятное, ты всегда можешь попросить прислать тебе пример домашнего задания.
Уникальность артефактов
Бывает, что в конце курса все студенты делают один и тот же проект, например, дизайн онлайн-супермаркета. Скорее всего, каждый выпуск такого курса на Бихансе появляется 20-30 примерно одинаковых работ.
Просто забей в поиске на Бихансе «Вкусвилл». Пусть даже все эти кейсы классные и смотрятся современно, их слишком много. Это не позволит тебе выделиться при найме на работу.
По возможности уточни, сможешь ли ты в рамках курса выбирать темы учебных проектов или приходить со своими. Большинство школ разрешают это.
4. Стажировка
Обычно студенты идут на онлайн-курсы с целью найти работу как можно скорее.
Стажировка — это самое крутое, что может предложить онлайн-школа, потому что это правильный старт для дизайнера в безопасной среде.
⚠️
Однако, не стоит думать, что, купив курс, ты гарантировано попадаешь на стажировку, тем более, получишь работу в штате. Лучше выяснить условия заранее, чтобы не разочароваться.
На что обратить внимание
• С какого момента она станет доступна
Некоторые стажировки начинаются строго после прохождения курса, некоторые в процессе. Если ты очень торопишься, проверь, что такая опция есть.
• Как долго продлится и предусмотрена ли оплата?
Оптимальное время неоплачиваемой стажировки — 3 месяца. Крупные IT-корпорации обычно платят стажёрам.
• Есть ли конкурс на стажёрское место или другие требования?
• Есть ли у онлайн-школы какие-либо компании-партнёры, которые предоставляют стажёрские места?
• Настоящая ли это стажировка в компании или имитация: будет ли у стажёра прямой доступ к сотрудникам стажирующей компании?
Если всё будет проходить через фильтр ментора из онлайн-школы, ты не получишь настоящего опыта и не увидишь реальные процессы компании, не сможешь попрактиковать софт-скилы
• Какие условия перевода с позиции стажёра в штат? Будет ли рекомендательное письмо по окончанию стажировки?
Стоит сразу проговорить, чем для тебя может закончиться стажировка при благоприятном или неблагоприятном сценарии.
5. Гарантия трудоустройства
Есть курсы, которые завуалированно или прямо обещают тебя трудоустроить.
Гарантия трудоустройства — те действия, которые готова взять на себя онлайн-школа, чтобы ты получил работу.
Тут надо сделать небольшое отступление, что авторские курсы, которые этого не обещают, тоже могут принести много пользы.
На что обратить внимание
• Какие требования к студентам, претендующим на помощь в трудоустройстве?
Возможно, придётся пройти весь курс до конца или собрать портфолио.
• В каком формате и объёме тебе будут помогать?
Это могут быть дополнительные вебинары, помощь в сборке портфолио или консультации по поводу резюме, подготовка к собеседованиям.
• Есть ли у школы база вакансий, которые доступна студентам?
Рекомендует ли онлайн-школа лучших студентов своим партнёрам? Есть ли у неё вообще партнёры и кто они?
В штат попадают только лучшие из лучших студентов. Ни у одной компании-партнёра не может быть обязательства конвертировать стажёров или студентов в своих регулярных сотрудников. Если онлайн-школа крупными буквами гарантирует трудоустройство любому балбесу, она лукавит. На их лендинге могут быть логотипы известных агентств или корпораций, а на деле в партнёрах могут оказаться неизвестные заборостроительные компании. Юридически они может быть и выполнят свои обязательства, однако работать в таких компаниях ты не захочешь.
6. Преподаватели
Начнём со звёздных экспертов — известных дизайнеров с именем. Их плюс в том, что своим мастерством они легко могут вдохновить пойти на курс и дойти до конца. Это может быть важным фактором.
Также это может гарантировать качество контента в курсе. Топовые дизайнеры всё-таки несут реальные репутационные потери, если их курс плохой.
Такие эксперты либо делают свои авторские курсы, либо сотрудничают с онлайн-школами.
Покупать курс только потому, что тебя привлекло чьё-то имя, рискованно. Давай рассмотрим, почему.
Риск 1. Звёздный эксперт + авторский курс
Если автор делает курс в одиночку, ему придётся организовывать продажи, вести соцсети, проектировать учебную программу, актуализировать контент, вести вебинары, проверять домашние задания, модерировать чаты потоков, а также отвечать на все вопросы студентов в личку.
Если эксперт берёт небольшое количество студентов, тогда курс получается камерным, и это хорошо: ты как студент получаешь много внимания. Такой формат напоминает менторство и даёт быстрый прогресс.
Проблемы начинаются тогда, когда эксперт, который обкатал курс на 10 студентах, начинает его масштабировать, оставаясь при этом человеком-оркестром.
Если в процессе роста курса он не делегирует часть задач своей команде, что-то обязательно посыпется. Не будем называть фамилии, но ты точно читал о таких кейсах, когда выгоревший эксперт грубо отвечал студентам в чате, не успевал в срок проверять домашние задания и после основной работы, безумно уставший, вёл очередной провальный вебинар.
Команда курса — это не только эксперт, но ещё и менеджер по продажам, методист, продюсер, координатор/модератор чатов.
Риск 2. Звёздный эксперт + онлайн-школа
Когда ты идёшь на курс со звёздным экспертом, ты можешь не знать, каков его вклад. Есть разные уровни вовлечения.
Например, он может ограничиться записью одного занятия и дальше выступать только как тотемное животное. Может быть с ним согласовали программу, а может быть он её ни разу даже не видел.
Может он ведёт все занятия сам и лично проверяет домашние задания. Но часто бывает так, что лекции на красивых видео читает звезда, а домашки проверяют другие люди, остающиеся в тени. Они могут вообще не обладать такой экспертизой и получать копейки. Бывает так, что проверяющими становятся вчерашние студенты.
Из опыта Саши
Однажды я купил курс по музыкальному продакшну от известного диджея Kygo, который стоил мне 1 000 $. Я повёлся на имя, ожидая, что сам артист хотя бы изредка будет комментировать работы в чате моего потока. Но этого не произошло, потому что проверка домашек на курсе была организована по принципу peer-to-peer, когда студенты одного потока оценивают домашки друг друга. Это полная шляпа, потому что я пришёл к Kygo и не готов был доверять экспертизе других студентов. Не смотря на то, что видео были хорошие, курс без фидбэка вызвал большое разочарование.
Как обезопасить себя
Отзывы, отзывы и ещё раз отзывы! Все косяки преподавателей вскроются после первого же потока, обычно даже со скриншотами переписки студентов с автором курса, выложенные на VC. Попробуй ввести название курса или имя преподавателя со словом «отзывы».
Демо-доступ. Как мы уже говорили в блоке про учебный процесс, можно попросить школу открыть несколько занятий, чтобы оценить, что будет происходить на курсе.
Изучи, что говорит сам эксперт о своей работе. Делится ли он чем-то в своём телеграм-канале?
7. Отзывы
Это один из самых эффективных способов выясить, что тебя ожидает впереди.
Обрати внимание: отзывы должны быть на конкретный курс, а не на школу. У школы могут быть флагманские курсы с идеальными отзывами, но на выбранный тобой курс они могут быть совершенно другими.
Что покажут отзывы
• Как организовано обучение
• Переполнены ли чаты
• Отвечают ли на вопросы студентов координаторы или сам эксперт
• Насколько тщательно проверяют домашние задания
• Сдержали ли обещания по стажировке
• Была ли реальная помощь в трудоустройстве
Примеры отзывов
Проходил курс продуктового дизайна в сентябре 2022 года.
Понравилось структурированность, подробная обратная связь на домашки и удобная платформа. Через 3 месяца у меня был первый кейс в портфолио.Из минусов: много студентов в чате, чат не успевали модерировать.
Открываешь курс по дизайну, начинаешь вчитываться в отзывы, а там – это:
Отличный курс маркетолога! Все преподаватели интересные, покупаю уже не первый курс.
8. Что делать, если что-то пошло не так
К сожалению, заявить в программе на лендинге могут всё, что угодно. Если ты получил доступ, а там не то, ты можешь подать заявление на возврат денег сразу.
Условия возврата всегда индивидуальны для каждой онлайн-школы. Перед покупкой курса тебе должна быть доступна публичная оферта, которую как правило можно найти на лендинге. Программа курса и заявление «Вернём деньги, если не понравится!» – это не оферта. А вот под звёздочкой внизу мелким текстом – скорее всего она самая.
Покупка курса без оферты — это твои риски.
И второе – обязательно напиши отзыв и расскажи о своём опыте на профильных площадках или в соцсетях.
Итоги
• Смотри учебную программу
• Изучай отзывы
• Не стесняйся запрашивать демо-доступ
• Если обещания не выполнены — требуй возврат.
Авторы:
Инга Гвоздева — методист онлайн-курсов по дизайну в крупной онлайн-школе. Ведёт канал Советы Методиста о том, как разрабатывать образовательные продукты.
Саша Окунев — автор проекта /designer, лид команды дизайн-системы в Kaspi.kz, 2 года нанимал дизайнеров в Ozon.