Историк архитектуры и дизайна, практикующий дизайнер Виктор Дембовский — большой знаток исторических и современных стилей. Свои размышления о часто недооцененном ар-деко и его актуальном воплощении он изложил в новой книге New Art Deco, выпущенной совместно с российским мебельным брендом Garda Decor. Поговорили с Виктором о работе над изданием и поддержке отечественных марок, эффектном возвращении исторических стилистик и их дальнейшем развитии.
Как вы думаете, почему стиль ар-деко возвращается и вновь стремительно набирает популярность?
Ар-деко называют последним историческим стилем, но одновременно с этим он — один из первых современных стилей. Изначально ар-деко ориентировался прежде всего на клиента, на его запрос в роскоши и изяществе. Именно этот стиль смог сделать их современными и актуальными. Мода менялась, появлялись новые технологии, но приемы ар-деко до сих пор остаются актуальными. Сегодня при помощи этого стиля можно создать современный, модный, но при этом удобный интерьер, который будет транслировать статус клиента; ассоциироваться с дворцом, но не уходить при этом в классику. А на это до сих пор есть большой спрос и по всему миру, и особенно в России.
В своей работе я ориентируюсь не на элементы исторического ар-деко, а в первую очередь на приемы и методы стиля, его логику. Нью-ар-деко, в отличие от нео-ар-деко, не копирует прошлое — он создает новые формы для нового времени.
Удивительно, но после 30-ти лет я стал отходить от модернизма в сторону более декоративных стилей. Сейчас мне нравится паризьен и нью-ар-деко. Я стараюсь делать что-то новое в рамках этих стилистик.
Коллекции Garda Decor
Вы часто упоминаете, что в большинстве своем все современные стилевые течения — это эклектика. На ваш взгляд, современному русскому человеку ближе классические стили или условный минимализм?
Зачастую многие современные стили — это действительно эклектика, как, например, лофт или паризьен, сканди или винтаж. Отличаются они между собой только своими приемами и методом. Постсоветский человек сформировался в то время, когда у него с визуальной точки зрения был выбор между условной хрущевкой и условным Эрмитажем или сталинкой. Преимущества классической архитектуры или сталинского ампира перед массовой советской застройкой очевидны, а другого ничего и не было. Это основательно отпечаталось в сознании: дорогой интерьер у этого поколения автоматически ассоциируется с барокко, классицизмом и различными пугающими смесями классических стилей. Поколение тридцатилетних, например, уже совсем другое, оно сформировалось иным путем. И сегодня все больше людей склонны к современным стилям, органичным и незамусоренным. Нью-ар-деко, кстати, — это такой мостик между прошлыми вкусами и актуальными стилями. Клиента нужно образовывать, но если человеку, который хочет возвести дома дворец, предложить лофт или контемпорари, то он просто уйдет к другому дизайнеру. А вот как раз ар-деко с его мрамором и золотом, дорогими фактурами и обилием декора может стать отличной альтернативой.
Как использовать элементы современной формы ар-деко, чтобы при этом не перегрузить обстановку и сохранить функциональность пространства?
Как я уже сказал, нью-ар-деко — это современный стиль для сегодняшнего дня. Да, он ориентируется на принципы, приемы и логику исторического аналога, но не копирует его, а, скорее, развивает.
Книга New Art Deco
Книга New Art Deco, которую мы выпустили вместе с брендом Garda Decor, — это, по сути, выжимка ключевых особенностей и приемов стиля. Я не хотел писать большие тексты, наполненные водой. Наоборот, мне хотелось изложить свои мысли кратко, рассказать самое нужное и об историческом стиле, и о его современной форме, и о приемах работы с нью-ар-деко. А главное, я постарался сделать это живо и интересно. Что касается практических приемов, то тут одного правильного решения не существует. В дизайне всегда будет множество вариантов исходя из архитектуры помещения, бюджета, вкусов клиента и других факторов. Подробнее о методах работы со стилем можно прочитать в книге.
Не все чувствуют разницу между нео‑ар‑деко и нью‑ар‑деко. Все стили с приставкой «нео-» копируют только форму, часто не понимая самого содержания. «Нео» осталось в прошлом, а вот нью‑ар‑деко передает суть исторического стиля в новой форме.
Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с мебельным брендом Garda Decor и о том, как проходил процесс работы над книгой?
Мне очень важно работать с русскими марками, помогать им развиваться и повышать свой уровень дизайна, культуры бренда. С Garda Decor у нас случилось полное совпадение взглядов: компания развивается семимильными шагами и готова сама помогать дизайнерам в развитии. Я увидел в их основных коллекциях вариацию стиля нью-ар-деко и предложил сделать не просто еще один каталог, а небольшую книгу стиля, которая будет полезна и дизайнерам, и клиентам, и при этом отразит душу бренда.
Коллекции Garda Decor
В этой книге нет прямой рекламы. Она не про артикулы и цены, а про стиль и актуальные решения. Мне было несложно проиллюстрировать современные приемы стиля предметами бренда, от мебели до посуды и декора.
Осень — традиционно время ведущих мебельных выставок и Недель дизайна в Европе. Что вы ждете от нового сезона профессиональных мероприятий в этом году, какие тенденции уже заметны на рынке?
Сейчас я не готов давать никаких прогнозов. За последние пол года я стал меньше следить за мировыми новинками и больше сконцентрировался на внутреннем рынке, на жизни отечественных брендов, их культуре и уровне. На мой взгляд, главное, что мы можем сейчас сделать — это использовать все имеющиеся ресурсы и просто создавать хороший и правдивый дизайн. Чем я и занимаюсь, и к чему склоняю бренды, с которыми работаю.
Как, по вашему мнению, будет развиваться стиль нью-ар-деко в будущем; как он будет адаптироваться к изменениям в образе и темпе жизни людей?
Стиль и так постоянно меняется, развиваясь в условиях новых вкусов и взглядов. Хороший дизайн всегда отвечает на запросы общества и новые тенденции, реагирует на новую моду и то, что привлекает людей. Ар-деко очень пластичен, у него есть черты и структура такого геометрического классицизма, напряженного и яркого, поэтому его структуры могут легко адаптироваться за счет декора и искусства. У стиля есть огромный потенциал развиваться дальше — например, мы можем взять только основной декор и совместить его с другими актуальными сегодняшнему времени вещами.
Коллекции Garda Decor
Все современные стили — не статичны. Новые технологии, новая мода: все это оказывает большое влияние на любой живой стиль в дизайне интерьера.
Фото на обложке: Виктор Дембовский.
Материал с сайта: https://design-mate.ru