Новые возможности регистрации самозанятыми товарных знаков сегодня комментирует Ёрш Александра Владимировна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры интеллектуальных прав МГЮА им. О.Е. Кутафина, эксперт юридической компании ООО «CPO GROUP»:
«Самозанятость в качестве налогового режима была введена в нашей стране 1 января 2019 года, а часть IV Гражданского кодекса РФ, в частности положения о товарных знаках, появилась в 2008 году, когда ни о каком режиме самозанятости не было речи. При этом в настоящее время количество самозанятых неуклонно растет. Так, по данным Росстата, общая численность самозанятых в России составляет около 4,5 миллиона человек, а это примерно 6,5% всех занятых. И ежемесячно самозанятость оформляют около 200 тысяч человек.
То есть с 2019 года граждане получили возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью без оформления статуса индивидуального предпринимателя и без образования юридического лица, платя налоги в рамках специального налогового режима. Однако самый популярный инструмент для продвижения и защиты (товарный знак) им не доступен. В настоящий момент регистрация товарного знака доступна только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.1477 ГК РФ в действующей редакции).
Надо сказать, что российские самозанятые сегодня находятся в менее благоприятной ситуации, чем иностранные граждане. Согласно международным конвенциям и законодательствам многих зарубежных стран право на регистрацию товарного знака имеют обычные граждане, независимо от налогового статуса. Так, например, гражданин Германии может зарегистрировать в России товарный знак, а российский гражданин – нет.
Но ситуация кардинальным образом изменилась 8 июня 2022 года. Именно 8 июня Государственная Дума приняла с третьем (итоговом) чтении законопроект № 63528–8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)», согласно которому право зарегистрировать товарный знак получает любой гражданин России. 22 июня 2022 года проект ободрен Советом Федерации. Согласно законодательной процедуре данному проекту предстоит ещё подписание Президентом РФ.
Читатели портала freelance.today в большинстве своем люди креативных профессий (дизайнеры, копирайтеры, писатели, художники, фотографы и т.п.) и представители IT-индустрии. Нужен ли им товарный знак? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется, поскольку кроме возможностей названный проект при минимуме текстуального содержания таит в себе много юридических вопросов.
А пока о преимуществах наличия товарного знака.
Безусловно, товарный знак – это не только дополнительный инструмент для продвижения. Это определенные преимущества юридического характера.
1. Регистрация товарного знака дает исключительное право на него. Это означает, что никто более не может использовать обозначение, зарегистрированное как товарный знак, либо сходное с ним, при ведении бизнеса в аналогичной области. А если будет выявлен факт нарушения, то обладатель товарного знака может защитить свои права несколькими способами:
взыскание компенсации в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей (ст.1515 ГК РФ);
административный штраф до 10 тыс. рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения (ст.14.10 КоАП РФ);
административный штраф до 100 тысяч рублей (п.2 ст.14.33 КоАП РФ);
уголовный штраф (если нарушение совершено неоднократно или причинило крупный ущерб) от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 800 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев (ч.1 ст. 180 УК РФ);
блокировка сетевого ресурса по жалобе, направленной администратору домена (ст. 1253.1 ГК РФ).
2. Регистрация товарного знака действует 10 лет на территории всей страны и может продляться каждые 10 лет неограниченное количество раз. То есть, при активном использовании действие товарного знака может быть сколь угодно долгим.
3. Зарегистрированный товарный знак позволяет защитить себя от претензий со стороны других правообладателей.
Поясню на примере. Предположим, вы – самозанятый фотограф, открыли фотостудию и назвали ее «CROSS PHOTO». У вас нет сейчас товарного знака, вы просто придумали красивое название своей студии. Но оказалось, что одноименный товарный знак уже зарегистрирован за неким индивидуальным предпринимателем. И по действующему законодательству именно вы являетесь нарушителем права на чужой товарный знак, а значит, вас можно привлечь к ответственности. В ситуации, когда самозанятый тоже будет иметь право зарегистрировать товарный знак, вероятность такой ситуации снижается, так как все товарные знаки проходят экспертизу. Кроме того, у лиц, которые уже имеют товарные знаки, есть право заявить возражения против регистрации вашего товарного знака. Таким образом, не только Роспатент, но и профессиональное сообщество следит, чтобы сходных товарных знаков было как можно меньше.
4. Зарегистрированный товарный знак позволяет защитить свои права в сети интернет.
Если кто-то использует ваш товарный знак в качестве доменного имени, то вы сможете заблокировать такой интернет-ресурс. Для этого достаточно написать жалобу администратору интернет-ресурса.
А вот имея товарный знак, вы сами сможете защищать собственный домен, поскольку исключительное право на товарный знак включает в себя возможность размещения его в доменном имени.
5. Свободно реализовывать ваш товар на маркетплейсах.
Сегодня не все маркетплейсы работают с самозанятыми вообще, и с лицами, у которых нет товарных знаков, в частности. Причина этому простая, для самих маркетплейсов это не интересно и небезопасно, ведь, если будет выявлено нарушение прав на товарный знак, то претензии будут предъявляться к самому интернет-магазину.
Возможность регистрации товарного знака самозанятыми позволит облегчить их выход на крупные маркетплейсы».
продолжение здесь.