Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в СберЗдоровье. Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.
Содержание статьи
Цель моей статьи — дать ответы на вопросы:
- Как выстроен процесс найма в продуктовой компании?
- Какими вводными обладает эйчар при начальном поиске?
- На что смотрят эйчар и дизайн-менеджер при отборе?
- Как они принимают решение о том, что с кандидатом можно продолжить общение?
- Почему вам не отвечают и не дают обратную связь?
- Что сделать, чтобы ваше резюме заметили?
Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.
После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.
Портрет дизайнера:
- желательно из продуктовой компании;
- образование не важно;
- опыт продуктового дизайна от 2 лет;
- открытость к знаниям и интерес к новому;
- вменяемое портфолио, лучше не на Бехансе;
- хорошие коммуникационные навыки.
Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.
У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.
Досконально изучать каждый отклик физически невозможно. Это не прихоть — это неизбежность.
Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.
Сопроводительное письмо
Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.
Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.
Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.
«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»
Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.
Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо, либо не пишите их вовсе.
Описание опыта
Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.
Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т.п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.
Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.
Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?
Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов.
Портфолио
Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.
Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.
Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.
Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.
Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера.
Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.
Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.
Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.
Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.
Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.
Вам сложно писать каждый раз что-то уникальное? Сделайте хорошие шаблоны.
«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.
Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?
Вот пример письма, который я отправляю только тем, кто не подошёл, но запал в душу.
*Имя получателя*, привет.
Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.
В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.
Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!
Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.
Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.
- Убедитесь, что описание вакансии совпадает с портфолио и вашим рассказом о себе.
- В резюме рассказывайте о вашем опыте, а не перечисляйте банальные вещи.
- Сделайте портфолио таким, чтобы оно рассказывало о ваших достижениях, а не представляло коллекцию красивых картинок.
- Подумайте, чем вам понравилась компания и что вы можете сделать для неё. Это будет основа для вашего сопроводительного письма.
- Объедините пункты 2, 3 и 4 в одно письмо или сообщение и с очень большой вероятностью, вы попадёте на собеседование с дизайн-менеджером.
А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.
Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.