Получив награду за услуги в области дизайнерского образования, мы беседуем с дизайнером о том, почему ремесло не так важно, как мы могли бы подумать, и почему переработка отходов является мошенничеством.
Немногие дизайнеры могут утверждать, что их карьера началась из-за аварии на атомной электростанции, но для Дона Нормана авария на атомной электростанции на Три-Майл-Айленде в 1979 г. положила начало цепочке формирующих событий, которые привели его к тому, что он стал дизайнер.
Теперь 85-летний дизайнер работал в Калифорнийском университете в Сан-Диего, и его попросили присоединиться к комитету, которому было поручено расследовать, почему операторы электростанции совершили те ошибки, которые они сделали. «Мы обнаружили, что все операторы были очень умны и делали все, что могли, в ужасно спроектированной среде», — говорит он
.
Содержание статьи
Создание пользовательского интерфейса
Этот опыт заставил Нормана оценить свои навыки — он был инженером, который недавно начал заниматься психологией — и в конечном итоге привел к работе в НАСА, работая с новой технологией: домашними компьютерами. «Самые первые домашние компьютеры были плохо спроектированы, потому что их создавали технические специалисты», — вспоминает он.
После введения термина «взаимодействие человека и компьютера» и начала карьеры в области дизайна, ориентированной на человеческое поведение, последовал ряд должностей в нескольких известных компаниях. Норман работал исполнительным директором в компании HP, занимающейся потребительскими технологиями; научный сотрудник консалтинговой компании IDEO; и в качестве вице-президента Apple, где он ввел еще один известный термин — «дизайн пользовательского опыта».
В области дизайна Норман технически самоучка. Но, как он объясняет, его образование включало работу с некоторыми из самых известных дизайнеров мира, включая Джони Айва.
«Изменение климата — это симптом проблемы, к созданию которой приложили руку дизайнеры»
По его собственным словам, Норман «прожил много жизней» и уже пять раз выходил на пенсию. Совсем недавно он был награжден медалью сэра Миши Блэка за выдающиеся заслуги в области дизайнерского образования — награды, впервые учрежденной в 1978 году. Хотя она была получена с благодарностью, Норман считает, что дизайнерское образование должно быстро развиваться
.
«Изменение климата — это симптом проблемы, к созданию которой приложили руку дизайнеры», — говорит он, приводя такие примеры, как добываемые материалы и запланированное устаревание. «Но если дизайн предлагает решения, нам необходимо изменить дизайн-образование, чтобы подготовить студентов к решению этих проблем»
Подражая настроению новой выставки Музея дизайна об отходах, Норман говорит, что плохой дизайн вреден для планеты. Но, обладая богатым опытом в области дизайна, ориентированного на человека, он говорит, что использовать дизайн, чтобы изменить способ взаимодействия людей с миром, будет непросто.
«Будущее будет определяться тем, что уже произошло»
Когда дело доходит до преподавания дизайна в классе, Норман говорит, что он не согласен с тем, что эстетика и мастерство ценятся выше «академической глубины». «Студентов учат рисовать, материалам и производству, и хотя это важно для создания дизайна, который мы знаем и любим, это не должно быть единственным, чему они учатся», — говорит он.
Дизайн становится наиболее важным, — говорит он, — когда он используется для услуг и опыта. «Если я проектирую больницу, для меня будет гораздо важнее подумать о том, как здание может обслуживать пациентов и поставщиков медицинских услуг, чем об эстетике», — говорит Норман. Сервисы и пользовательский опыт «сегодня преподаются не так, как должны»
В контексте изменения климата знание того, как обучать обслуживанию и проектированию пользовательского опыта, может показаться пугающим. Норман говорит, что педагогам по дизайну лучше всего смотреть в прошлое, чтобы учить в будущем. «Я много читаю по истории, экономике и политике, потому что знаю, что будущее будет зависеть от того, что уже произошло», — говорит он.
Норман говорит, что учителя могут найти руководство на будущее у луддитов — групп английских рабочих, которые в 19 -м веке разрушали машины на хлопковых и шерстяных фабриках. «Луддиты видели в ткацких технологиях угрозу своей работе, и они были против, а не против самой технологии», — объясняет Норман. «Если мы собираемся изменить жизни людей подобными потрясениями в сфере услуг и опыта, мы должны знать, как это сделать должным образом»
«Мы не должны настаивать на переработке отходов»
Ярким примером плохого дизайна услуг, оказывающего негативное влияние на мир, является переработка отходов, — утверждает Норман. Он говорит, что эта практика сложна, ненадежна и неэффективна.
Прежде всего, говорит он, существует проблема классификации материалов, которые обычно обозначаются числом внутри треугольника где-нибудь на объекте. «Никто не знает, что они означают, и, что еще хуже, большинство числовых категорий в любом случае не могут быть переработаны», — говорит Норман. «Тогда вы должны принять во внимание тот факт, что не каждый завод по переработке может переработать любой материал».
Последняя неизбежная правда заключается в том, что переработка «почти всегда» приводит к ухудшению качества материала, — говорит он. «Мы не должны настаивать на переработке отходов, мы должны помогать разрабатывать системы, которые облегчат повторное использование и ремонт вещей», — объясняет Норман.
Норман в настоящее время работает с Фондом Эллен МакАртур над тем, как можно поощрять ремонт и повторное использование, а не переработку.
«Я с оптимизмом смотрю в будущее»
Хотя Норман помнит о надвигающемся климатическом кризисе, он говорит, что сохраняет надежду. Помимо работы с Фондом Эллен МакАртур, его инициатива «Переосмысление образования в области дизайна» привлекает помощь более 700 преподавателей дизайна по всему миру и спонсируется Всемирной организацией дизайна и IBM
.
«Я с оптимизмом смотрю в будущее, — говорит он. «Проблема не в сегодняшнем дизайне — который превосходен, — а в мире, в котором он находится. Мир изменился, и нам нужно расширить наши дизайнерские работы, чтобы соответствовать этому миру»