Привет, меня зовут Артем, я дизайнер. Недавно мне попалась статья Моли Мйелке, продукт-дизайнера Figma и Notion, с размышлениями о том, почему юзеры предпочитают продукты со стилем и индивидуальностью и почему нас ждет скорый уход от стерильных и чистых интерфейсов.Я уже несколько недель собирал мысли и заметки на эту тему и решил написать эту статью, частично основанную на её мыслях.
В последние несколько лет продуктовый дизайн технологических компаний стал выглядеть однообразно, стерильно и маргинально. Это выражается от sans-serif шрифтов до приглушенных цветов, от белых фонов до строгих сеток. Большинство современных продуктов сливаются в знакомую эстетику.
Многие годы внешний вид продуктов был подстать духу времени. Однако в последнее время этот комфортный и модный вид надоел, о чем свидетельствует море одинаковых веб-сайтов.
Отсутствие индивидуальности в современных продуктах привело нас к тому, что пользователи жаждут более интересных и самобытных решений; похожих на нас — или на лучшую, более интересную, более странную, версию нас.
В будущем, по мере развития технологий, пользователи буду выбирать продукты не только на основе того, насколько хорошо они справляются с задачей, но и по тому, как они передают свою индивидуальность, подобно тому, как мы выбираем одежду. Это все больше заметно в таких сферах как онлайн заметки, финтех и криптовалюты.
Мы наблюдаем возрождение стиля в дизайне цифровых продуктов, процесс проецирования человеком своего самоощущения на продукты, превращения неодушевленных пикселей в нечто с душой. Этот сдвиг напрямую влияет на тип пользователей и сообщество, которое формируется вокруг продукта.
С первых дней существования современной компьютерной индустрии — IBM, Hewlett-Packard и Bell Labs — разработчики программного обеспечения гордились тем, что больше заботились о том, как что-то работает, чем о том, как это выглядит. Ранние компьютеры и программное обеспечение придерживались оттенков черного, белого и бежевого — последний якобы был выбран за его способность скрывать признаки старения. Эта преданность исключительно функции, а не форме, способствовала формированию культуры, которая наслаждалась отказом от эстетики, по крайней мере, до 1970-х годов. Непрактичная визуальная и эмоциональная привлекательность не считалась необходимой, и в то время она была ограничена пропускной способностью компьютеров.
Но по мере развития отрасли в 1980-х и 1990-х годах появилось больше возможностей для эстетического выбора, выходящего за рамки основных требований к функциональности. Как отмечает Надер Салха в своей книге “Эстетика и искусство в раннем развитии человеко-компьютерных интерфейсов”: “строго формальные, математические рассуждения должны были сочетаться с неформальными, интуитивными, эстетическими чувствами. Чтобы маленький компьютер на рабочем столе получил широкое признание, необходимо было преодолеть пропасть между двумя культурами — научной и литературной”. Этот сдвиг можно увидеть в ярко выраженном портретно-ориентированном дисплее Xerox Star и дружественном графическом интерфейсе 80-х годов; в узорчатом неоновом дизайне ранней ОС Windows; и в полупрозрачных, фруктовых цветах iMac 90-х годов. Все эти продукты передавали различные стилистические мнения о том, как должны выглядеть и ощущаться компьютеры, а также неявно намекали на то, кто должен их использовать.
Но в то время персональные компьютеры были еще достаточно большой редкостью, поэтому ПО часто создавалось для очень специфического типа людей или, в некоторых случаях, только для одного человека.
Сегодня инструменты стремятся к расширению своего рынка, пытаясь решить все проблемы сразу. Это означает, что рынком для любого продукта зачастую является любой и каждый.
С развитием технологий во втором десятилетии двухтысячных мы начали наблюдать рост эстетического стиля, который известен как скевоморфизм. Такие компании, как Apple и Microsoft склонялись к реализму в визуальном дизайне, как это видно на примере iOS 6 и Windows Vista. Такой подход был одновременно стильным и понятным новичкам, посколько аллегорически ссылалась на иконки (например, мусорные баки и папки с файлами), которые люди уже понимали.
Создавая реалистичные интерфейсы, продукты, по сути, отказались от необходимости определять свой стиль или позицию — они просто отражали окружающий мир.
Но как только культурные тенденции сместились в сторону более плоских, минималистических стилей, последовала волна техно компаний, которые приняли современный брендинг в аналогичной манере — большая часть которого ощущается принципиально одинаково. Этот общий минималистский стиль в значительной степени опирается на простые линии, швейцарский графический дизайн, неправильную интерпретацию Баухауса, современные засечки и пастельную палитру, чтобы создать образ, который кажется знакомым и доступным для целевой аудитории — современных миллениалов (и, все чаще, поколения Z).
От Airbnb до Google и Spotify, эта эпоха стала определяться модификацией брендов.
Обращаясь ко всем с этими чистым линиями, градиентами и округлыми формами, никто не чувствует себя особенно привлекательным. И хотя эти бренды служат своей цели, привлекая “правильную” целевую аудиторию к своему продукту, они также затрудняют формирование значимой связи с пользователем — продукт ощущается как стилистически чистый лист.
Я считаю, что нам необходимо вернуться к индивидуальному стилю, чтобы привлекать более широкую аудиторию пользователей. Но как это сделать нам дизайнерам? И что вообще такое стиль?
Стиль — это не просто привлекательный цвет или забавная скеуоморфная иконка. Стиль — это неописуемое качество, которое суммирует то, как взаимодействие с чем-то заставляет человека чувствовать себя. Это не просто добавление цвета или анимации поверх корпоративного продукта для повышения показателей. Это чувство, которое испытывает пользователь, когда все в продукте соответствует определенной личности, которую он может идентифицировать и соотнести с собой.
Стиль крайне важен для нашего общества, экономики и каждого из нас лично — он позволяет нам заявить о том, кто мы есть и кем мы хотим быть. Хотя широко известно, что стиль является движущей силой, определяющей решения потребителей в покупке таких вещей, как одежда, я бы утверждал, что то же самое стало справедливо и для технологий.
Вот пример: люди готовы платить $30 в месяц за элегантный почтовый клиент и даже ждать его, отчасти потому, что он кажется стильным и продуманным до мелочей — необычный фон, общение с пользователем и микроанимация сделаны намеренно. Именно этот стиль органично распространяет информацию о продукте среди эстетски настроенных опытных пользователей и по сей день.
Однако, стиль — это не только привлекательность; он также может быть тем, что отличает продукты, такие как Notion, например, с самого начала. Спокойный интерфейс, стильные иллюстрации и игривые отсылки к истории технологий выделяют приложение на переполненном рынке приложений для ведения заметок. Хотя эти детали были совершенно излишними с точки зрения функциональности, они по-прежнему позволяют пользователям находить общий язык с Notion, что, в свою очередь, способствовало формированию лояльного сообщества компании.
Продукт должен утверждать себя. Например, Play сразу заявляет, что их интерфейс совершенно не боится быть таким какой он есть, совмещая гипер функциональность с pixel perfect. Аналогичным образом, Cash App демонстрирует как стиль в стагнирующей отрасли, в данном случае финансовый инструмент (подробнее об этом), может быть запоминающимся и интригующим — всё, начиная от иллюстраций компании и заканчивая “тоном бренда”, говорит о том, что этот инструмент пытается (и, по большей части, преуспевает) стать крутым для миллениалов и представителей поколения Z. Именно четкая взаимосвязь между стилем Cash App и его миссией “переосмыслить отношения мира с деньгами” делает его таким притягательным для тех, на кого он рассчитан. Эта этика проявляется во всем, начиная с линии одежды бренда и заканчивая редакционными материалами, такими как “Мой первый биткоин и легенда о Сатоши Накамото, микросайт, рассказывающий о функциях и преимуществах в качестве преамбулы к знакомству с продуктом — все это непосредственно соответствует их миссии и является культурно прогрессивным для финансового сектора.