Содержание статьи
Как правильно оценить проект?
- Есть ли у клиента брендбук? Если нет, вам следует иметь это в виду и добавить больше времени в бюджет, потому что вместе с клиентом вам предстоит «найти» стиль для бренда.
- Насколько популярен клиент/компания? В зависимости от этого вы можете повысить свою ставку или получить больший вес в медийном пространстве, что потенциально привлечет новых клиентов.
- Есть возможность предложить дополнительные услуги? Какие существует слабые места в визуальной айдентике бренда? Возможно ли повлиять на стиль /редизайн? Ответы на эти вопросы помогут оценить перспективы.
- Всегда старайтесь читать между строк и, конечно, старайтесь мыслить нестандартно там, где это уместно. Наглядный пример — предложить видео-объяснение вместо многостраничного бумажного мануала. Такая работа будет стоить дороже, но и будет полезнее и часто приносит более ощутимый результат для потребителя и, соответственно, клиента.
- Какие преимущества может дать этот проект вам? Можно ли делиться результатом? Каждому дизайнеру необходимо пополнять свое портфолио. Если возникают какие-то проблемы из-за NDA, я обычно повышаю свою ставку.
- Насколько четко поставлена задача? Если задача размыта, скорее всего, коммуникация будет такой же, и вы можете столкнуться с некоторыми трудностями.
- Как клиент нашел вас/вашу компанию? В зависимости от этого будет ясно, насколько он вам доверяет как специалисту и стоит ли браться за этот проект.
Какие бывают ошибки в работе с клиентами?
Несколько лет назад я не понимал реальных цен, не знал о расценках других дизайнеров. Я рассчитывал стоимость всего проекта руководствуясь суммами, которые были «на слуху», а не потраченными часами. Также, очень важно составить правильный договор, и указать четкие сроки и количество правок. Не забывайте прикладывать ссылки на референсы, чтобы договориться с клиентом «на берегу» — это станет сильной аргументацией в будущем.
Как увеличить стоимость проекта?
Всегда предлагайте несколько решений для разных бюджетов. Один стиль может быть простым, другой — более сложным. Так клиент поймет, что вы не в первый раз решаете подобную задачу и вам можно доверять, как профессионалу.
Если вам не хватает времени, но клиент стучится к вам со срочной задачей — поднимите цену
Посчитайте стоимость в часах: например, для дизайна промо-сайта можно руководствоваться такими ориентирами: главная страница — 24 часа, уникальная страница — 8 часов, а типовая — около 4 часов. Попробуйте разделить проект на более мелкие задачи,таким образом, очень легко оценить проект любого масштаба. Учитывайте риски, связанные с организацией и коммуникацией. Обычно достаточно 10% от общего бюджета.
Если вам не хватает времени, но клиент стучится к вам со срочной задачей — поднимите цену, скажем, на 40%. Таким образом вы всегда будете в выигрыше: либо заработаете больше обычного, либо цена отпугнет клиента и вы не будете перегружены работой.
Погуглите информацию о клиенте. Это поможет вам понять, какие ценности он отстаивает и какими могут быть процессы. Это поможет более четко увидеть бюджет и понять, какие у вас есть возможности и с какими трудностями вы можете столкнуться.
Как гарантировать оплату?
Для себя я понял, что крайне важно в контракте — указать количество правок. Обычно я указываю максимум три «бесплатных» итерации, остальное — за дополнительный бюджет. Указывайте свой рейт в час. Это действительно удобно. Не забывайте о дедлайнах, старайтесь придерживаться договоренностей. И, конечно же, определите задачу как можно более четко, например: Разработка мобильной версии лендинга с 2d-иллюстрациями.
Как работать с правками?
Сосредоточьтесь на бюджете. Если вы заранее оговорили количество итераций правок, вам и клиенту будет легче понять возможные риски. Никогда не говорите, что что-то невозможно — это важное правило в общении с клиентом. Всегда предлагайте несколько решений задачи: “Если мы выберем этот путь, мы получим следующие преимущества, но придется пожертвовать вот этим. Если пойдем по второму варианту, то уложимся в сроки, но пострадает детализация…”
Называйте имена, фамилии, обращайтесь к правилам/методам/технологиям
Подкрепите свои аргументы фактами. Приведите в пример законы композиции, статьи по конкретной области дизайна, приведите пример опыта известного дизайнера или компании. Называйте имена, фамилии, обращайтесь к правилам/методам/технологиям. Всегда ссылайтесь на техническое требование или на визуальные референсы, которые были одобрены клиентом на первоначальном этапе. Это поможет всем участникам процесса держаться единого вектора.