Графическими дизайнерами не рождаются, а становятся. И для этого даже не нужно учиться 5 лет в художественной школе и еще столько же — в вузе. Талант, умение рисовать, креативность являются второстепенными навыками. О том, что на самом деле требуется для работы в сфере дизайна, рассказали эксперты академии дизайн-профессий Pentaschool, которые более 5 лет занимаются подготовкой начинающих дизайнеров.
Содержание статьи
Считается, что графический дизайнер — профессия с низким порогом входа: чтобы начать брать первые заказы, достаточно освоить основные редакторы. Однако просто научиться «фотошопить» и обрабатывать фотографии для Instagram недостаточно. Hard skills, без которых в дизайне никуда, это:
- Владение растровой графикой и редактором Adobe Photoshop. Нужно уметь ретушировать и обрабатывать готовые изображения, выполнять цветокоррекцию, собирать коллажи. А вот рисовать в Adobe Photoshop новичку не обязательно — изображения с 0 вы будете создавать в Adobe Illustrator.
- Второй пункт вытекает из первого — графическому дизайнеру нужно уметь работать в Adobe Illustrator. Adobe Illustrator — редактор векторной графики. В нем создаются логотипы, иллюстрации, шрифты, иконки, инфографика и другие изображения. Еще одним популярным векторным редактором является CorelDraw, владение которым станет значительным плюсом при трудоустройстве в дизайн-студию.
- Знание Adobe InDesign. Adobe InDesign — программа для верстки. Именно в ней создаются макеты для листовок, визиток, буклетов и другой полиграфии.
Кирилл Витковский, арт-директор брендингового агентства Design Band, эксперт Pentaschool: В первую очередь, дизайнеру нужно наработать правильные и основательные hard skills. Это навыки, которые вы сможете применить в работе. Впоследствии вы должны изучать дополнительные языки, прокачивать себя в типографике и т.д.
Hard skills важнее высшего образования. Работодатель скорее выберет дизайнера с удачными кейсами, чем выпускника профильного вуза, который пропускал занятия и недостаточно хорошо освоил базовые редакторы.
Освоение программ требует времени, и еще больше займет отработка навыков. Не получится пройти пару бесплатных интенсивов и уже через неделю начать создавать дорогостоящие логотипы — необходимо запастись терпением и приготовиться к тому, что изучение основ потребует времени.
Светлана Малихина, руководитель Pentaschool, графический дизайнер: Дизайнером не стать за месяц, за два месяца. Хотя бы полгода нужно набивать руку и раскачиваться. Шаг первый — получить базу, научиться разбираться в азах дизайна. Чтобы что-то делать, вам нужны инструменты. В случае с дизайном это графические редакторы. Сейчас рынок устроен таким образом, что постоянно появляются новые программы, и нам нужно осваивать их, пробовать, пытаться применять в своей работе.
Помимо hard skills, дизайнеру нужны и soft skills. Многие из них такие же, как и для других профессий, подразумевающих работу с людьми. Если до дизайна вы работали, например, маркетологом — это ваше преимущество, которое иногда может оказаться более весомым, чем обучение в профильном вузе. Вы должны:
- Обладать эмпатией. Дизайнеру нужно понимать пожелания клиентов. Заказчики не всегда могут грамотно донести свою идею. Часто дизайнер должен угадывать, что значит «сделать красный покраснее» или «нарисовать круги покруглее».
- Уметь работать в команде. Этот навык важен как для дизайнера в студии, так и для фрилансера. Во время работы над проектом постоянно придется взаимодействовать с другими людьми.
- Любопытство. Дизайнеру необходимо все время учиться, узнавать новое и развиваться. И это получится намного эффективнее у того, кто искренне интересуется своей профессией.
- Ответственность. Умение соблюдать дедлайны — must have для дизайнера. Нельзя отложить срочную задачу и нельзя бросить начатое на середине — даже трудные и неприятные проекты придется доводить до конца и сдавать вовремя.
Есть и другие навыки, которым не обучают на курсах, но которые важны для работы. Так, дизайнер должен уметь находить референсы, пользоваться Skype, WhatsApp и другими программами для связи, обладать насмотренностью и понимать язык визуальных коммуникаций.
Если приобрести soft skills помогает только личный жизненный опыт, то hard skills дает обучение. Изучить графические редакторы можно самостоятельно, но путь дизайнера-самоучки достаточно трудный: нужно искать проверенную и актуальную информацию (а в сети много видеоуроков от тех, кто сам плохо разбирается в дизайне), самому находить свои ошибки, доказывать заказчикам, что отсутствие образования не влияет на качество работы.
Самый быстрый путь для входа в профессию — пройти обучение на курсах. В среднем программы длятся менее 1 года. В конце обучения выпускники получают документ, подтверждающий приобретение необходимых навыков. Так, в Pentaschool выдается московский диплом о профессиональной переподготовке, сведения о котором заносятся в государственный реестр. Это не диплом вуза, но он так же может служить основанием для трудоустройства в дизайн-студию.
Курсы ориентированы на практику — в отличие от вузов, в программах нет общеобразовательных дисциплин вроде философии или истории. Учащиеся выполняют задания, которые потом можно включить в портфолио. Но просто делать учебные задания недостаточно — чтобы отработать навыки, необходимо постоянно практиковаться и выполнять реальные проекты.
Светлана Малихина: Дизайнеру нужно очень, очень много практиковаться. Дополнительно читать книги, посещать вебинары, ходить на мероприятия, участвовать в онлайн-конференциях. Нет гарантированного набора знаний, который обеспечит вам достаточный уровень на всю жизнь. Знания нужно постоянно обновлять.
Как найти первого клиента и что делать, если у вас нет портфолио?
Первое портфолио можно собрать из учебных работ. Кроме того, дизайнер может сам придумывать задачи для себя — например, разработать логотип несуществующей фирмы или сделать редизайн фирменного стиля известной компании.
Для начала заказы можно искать на биржах фриланса. Обычно за них предлагается символическая оплата, однако работа на биржах даст опыт взаимодействия с реальными клиентами и поможет пополнить портфолио.
Другой путь — предлагать свои услуги в тематических группах VK, Facebook или на каналах Telegram. На этом этапе нужно быть реалистами: вряд ли начинающему дизайнеру без кейсов дадут дорогостоящий заказ. Но даже к выполнению задания с низкой оплатой нужно подойти ответственно — хороший отзыв от клиента поможет наработать репутацию. При успешном сотрудничестве бывает так, что заказчики рекомендуют исполнителей своим знакомым, готовым предложить более высокую оплату.
Кирилл Витковский: Самое главное в дизайне — не бояться пробовать и помнить о том, что успех на 90% состоит из усердия, и лишь на 10% — из таланта. Я видел потрясающие примеры, когда люди, которым было глубоко за 30, у которых не было дизайн-образования за спиной, будучи бухгалтерами, резко разворачивали свою жизнь на 180° и становились дизайнерами. Они проходили обучение в течение полугода-года и показывали классные результаты. Так что все в ваших руках.