20 базовых правил создания дизайн-макетов для начинающих
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Больше о проектировании интерфейсов и мемы по средам — в моем телеграм-канале Поясни за UX
Главный результат работы дизайнера — макеты.
В зависимости от степени проработки макеты делят на два типа: Low и High Fidelity, оно же макеты низкой и высокой точности.
Часто в середину добавляется Middle Fidelity, но лично я не использую этот этап на практике, поэтому, с вашего позволения, не буду на нем останавливаться.
Вначале этой статьи мы обсудим что такое макеты низкой точности (Low Fidelity) и какие есть базовые правила их создания. Затем перейдем к правилам макетирования высокой точности (High Fidelity).
Каждое правило я дополнила карточкой. Все карточки можно скачать по этой ссылке.
Содержание статьи
- 1 Low Fidelity Mockups
- 2 10 базовых правил создания лоуфидов
- 2.1 #1 Сначала определитесь с целью
- 2.2 #2 Всегда начинайте с Low Fidelity
- 2.3 #3 Задача — показать идею, а не вылизанный макет
- 2.4 #4 Чем больше лоуфидов — тем лучше
- 2.5 #5 Проектируйте осмысленно
- 2.6 #6 Не используйте Lorem ipsum
- 2.7 #7 Low Fidelity можно показать клиенту
- 2.8 #8 Простой макет ≠ Небрежный макет
- 2.9 #9 Знайте меру
- 2.10 Инструменты*
- 3 High Fidelity Mockups
- 4 10 базовых правил создания хайфидов
Low Fidelity Mockups
Серые прямоугольники мы называем Low Fidelity Mockups, макеты низкой точности или просто“лоуфиды”. Они позволяют быстро набросать идею интерфейса, не отвлекаясь на визуальную составляющую.
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539264_974_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Преимущества лоуфидов
- создаются быстро и просто на чем угодно, от салфетки до Power Point (почему бы и нет)
- отражают идею без необходимости прорабатывать детали
- подходят для проверки и тестирования идеи
- можно менять на ходу во время группового обсуждения
10 базовых правил создания лоуфидов
#1 Сначала определитесь с целью
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539264_800_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
“Я делаю главную страницу магазина. На ней должны быть акции, категории товаров, навигация, подвал со ссылками”.
Лучше описать задачу пользователя и основные составляющие интерфейса словами, можно даже на бумаге. Это поможет сформулировать четкую цель, без которой хороший макет не получится. Кроме того, есть риск испугаться “чистого листа” (что делать в таких случаях, я писала в статье Страх чистого листа).
#2 Всегда начинайте с Low Fidelity
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539264_714_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Даже если задача выглядит тривиальной и кажется, что можно сразу поиграть со шрифтами и подобрать цвета, не перескакивайте этап лоуфидов.
Сначала сделайте неказистый набросок на бумаге или в графическом редакторе. Это поможет не увязнуть в деталях и передвигании пикселей, сфокусироваться на фичах и принципах работы интерфейса, и не допустить логических ошибок.
#3 Задача — показать идею, а не вылизанный макет
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539264_165_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Не позволяйте себе тратить больше 30 минут на лоуфид одного экрана. Преимущество Low Fidelity в быстроте их создания. Нещадно опускайте несущественные детали, вроде цвета, изображений или объемных текстовых блоков.
#4 Чем больше лоуфидов — тем лучше
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_568_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Времени на макеты низкой точности много не надо. Благодаря этому можно набросать несколько идей и выбрать лучшую. Не бойтесь генерировать и выкидывать свои лоуфиды в поисках лучшего решения. “Влюбляться” в свой дизайн вообще не очень хорошо, это мешает адекватно оценивать его эффективность.
#5 Проектируйте осмысленно
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_965_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Ваш лоуфид бесполезен, если он не отвечает на 4 вопроса:
- Что?
На главной странице интернет-магазина есть шапка, баннер, товары со скидкой, категории, подвал. - Зачем?
Шапка — для навигации. Баннер — попросил отдел рекламы. Товары со скидкой — чтобы привлечь покупателей. Категории — чтобы показать ассортимент. Подвал — для быстрых ссылок. - Где?
Шапка — сверху. Баннер — под шапкой на весь экран. Товары — в виде карточек в ряд, категории — под ними, так как менее значимы на странице. Подвал — в самом низу. - Как работает?
Шапка — вызывает главное меню, содержит иконку-ссылку корзины. По клику на карточку переходим на страницу товара. Категории — ссылки на группы товаров.
#6 Не используйте Lorem ipsum
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_361_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
В процессе работы, Lorem ipsum помогает быстро заполнить текстовый блок. Совсем другое дело, если макет надо показать клиенту или команде. Lorem ipsum — настолько отрванный от реальности набор слов, что можно его убрать и ничего не изменится. Осмысленность текста очень влияет на восприятие макета и дизайн в целом. Придумайте или скопируйте из интернета понятный текст, связанный с продуктом. Это поможет презентовать идею более полноценно, а возможно, даже натолкнет на новые идеи.
Если совсем никак — лучше замените текст на серые полоски.
#7 Low Fidelity можно показать клиенту
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_547_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Только обязательно скажите, что это набросок, который помогает на раннем этапе понять, насколько хороша идея и экономит кучу времени.
По моим наблюдениям, чем проще и схематичнее макет, тем легче он воспринимается другими. Зато, чем больше в макете деталей (картинки, реалистичные элементы интерфейса, цвета), тем больше возникает вопросов к этим деталям. А мы как раз хотим, не вдаваясь в детали, проверить задумку.
Бывают и исключения: некоторые люди вообще не воспринимают серые прямоугольники. Если у человека не развито визуальное восприятие и фантазия, он не может перейти от серых прямоугольников к интерфейсу, и не может оценить решение. Если вы столкнулись с таким человеком, придется отложить обсуждение до момента, пока финальный дизайн не будет готов.
#8 Простой макет ≠ Небрежный макет
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_198_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Да, это лоуфид. Но и он может быть аккуратным: размеры элементов согласуются, линии ровные, акцентный цвет везде одинаковый, выбраны разные размеры для заголовков и текстов. Если вы собираетесь показывать лоуфид коллегам или клиенту, не лишним будет его немного причесать.
#9 Знайте меру
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_263_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
В то же время, в попытке сделать лоуфид максимально ровным и аккуратным, можно потратить кучу времени впустую. Не берите пример с дриббл-кейсов, где лоуфиды выглядят как обесцвеченный финальный макет.
Лоуфид — это что-то среднее между безобразным наброском на салфетке и финальным результатом.
#10 Тестируйте уже на этапе Low Fidelity
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539265_873_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Несколько экранов образуют сценарий, по которому пользователь может пройти. И проверку такого сценария можно проводить уже на этапе лоуфида. Распечатайте или нарисуйте нужные для сценария лоуфиды. Попросите пользователя представить, что это интерфейс и выполнить какую-то задачу, например, сделать заказ в магазине.
Люди воспринимают тестирование с бумажными макетами как игру и очень легко вовлекаются. Они будут изображать нажатие на кнопку, а вы — подкладывать нужную картинку. Очень весело и вскрывает ошибки еще до того, как вы начали работу над финальным дизайном.
В качестве альтернативы можно выгрузить фотографии/картинки лоуфидов в Invision и сделать кликабельный прототип.
Инструменты*
- Бумага — самый быстрый и бесплатный
- MS Paint — если вы за маминым компом, на котором ничего нет
- Balsamiq — советую начинающим, так как там уже есть набор компонентов и не нужно ничего выдумывать
- Sketch/Figma/Adobe XD — полноценные графические редакторы, подходят для всех этапов, в том числе и для лоуфидов. Чтобы сократить себе работу, советую скачать UI Kit для Low Fidelity. Например, такой.
- Axure RP — придется потратить время, чтобы в ней разобраться, но тоже можно использовать. Там много готовых элементов интерфейса.
- inVision — если хочется сделать кликабельный прототип. Можно даже выгрузить фото бумажного прототипа и залинковать экраны.
- Overflow — то же, что inVision, но отображает все экраны и стрелки-переходы на одном “холсте”. Очень удобно, чтобы показать общую картину и юзерфлоу, полезно на встречах с клиентами.
- Mockplus — если хочется маленечко угореть.
High Fidelity Mockups
Финальные макеты, похожие на реальный продукт и готовые к передаче в разработку — это High Fidelity Mockups, макеты высокой детализации или “хайфиды”. Они выполняются в визуальном стиле и цвете, компоненты прорабатываются, пиксели выверяются, элементы расставляются по сетке.
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_729_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Преимущества хайфидов
- выглядят как готовый продукт и иллюстрируют то, как будет выглядеть разработанный интерфейс
- ясны и понятны для всех участников от клиента до конечных пользователей
- если сделать из них интерактивный прототип, можно проводить полноценные юзабилити-тестирования
- являются документацией и руководством для разработчиков и тестировщиков
10 базовых правил создания хайфидов
#1 Не умеете — не художничайте
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_748_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
У меня, к примеру, нет художественного образования. Я не берусь говорить, что знаю, как делать красиво. Поэтому я исхожу из принципа “интерфейс не должен мешать” и стараюсь делать его лаконичным и понятным.
Если надо покреативить — обязательно иду смотреть тренды на awwwwards и бессмысленные, но красивые UI на Dribbble. Воруй как художник! 😎
#2 Чисто и аккуратно
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_138_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
В графическом оформлении придерживайтесь принципа “если можно убрать — убери”. По возможности вычищайте UI от бесполезных элементов, рамок, разделителей и пр. Если вы не можете объяснить, для чего на макете тот или иной элемент — его можно убрать.
Например, разделитель нужен только там, где без него трудно визуально отделить одно от другого. Но и тут можно воспользоваться следующим правилом:
#3 Больше воздуха
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_742_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Свободное пространство выглядит чище и лучше, чем полоска-разделитель. Ваш лучший друг в разделении элементов — воздух.
#4 Правило внутреннего и внешнего
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_260_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Это правило пришло в дизайн интерфейсов из типографики.
Объекты, находящиеся ближе друг к другу воспринимаются как связанные.
Чтобы создать визуальную связь, внутреннее расстояние между объектами должно быть меньше внешнего.
Например, мы хотим визуально связать поле и его заголовок. Вертикальное расстояние между полем и заголовком делаем 5px. При этом расстояние до другого поля должно быть больше 5px (10–15 вполне ок).
#5 Визуальная иерархия
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539266_530_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Компоненты, беспорядочно разбросанные по экрану, делают ваш интерфейс откровенно плохим. Пользователю трудно понять, что первостепенно, а нет.
Существует два основных способа выделить элемент:
Большой элемент выглядит главным.
Выберите шаг размерности (например, N|2N|3N) и применяйте его для выбора размера блоков контента, элементов и расстояний. Определить шаг можно и при помощи золотого сечения.
Яркий и контрастный элемент выглядит главным.
Только без фанатизма! Ярким должно быть не более 10% контента на экране.
#6 Цвет — это инструмент
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_526_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Светофор в интерфейсе еще никого не радовал. Используйте цвет с умом: не больше 3 контрастных цветов, все остальное — белый, черный и их оттенки.
Чтобы подобрать цветовую схему, воспользуйтесь палитрами Adobe или цветовым колесом. Не забывайте про accessiblity и контрастность!
Свет и тень — тоже инструменты. Они помогают создать объем и выделить элемент, не перегружая его линиями и рамками. Тени не должны быть топорными и яркими. Отличную работу с тенями можно подсмотреть в Material Design.
#7 Сетки
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_0_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Сетка — мега-удобный инструмент расстановки элементов на экране. Главная ошибка, которую допускают дизайнеры — нечеткое следование сетке.
К примеру, колонок 12, а элементов в ряд хочется 13. Не нужно фигачить элемент, игнорируя сетку. Разработчики потом об это руки поломают.
Сетка — строгий ограничитель, предохраняющий нас от создания хаоса на экране.
#8 Типографика без фанатизма
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_53_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Нельзя просто взять и начать играть со шрифтами.
Не используйте много разных стилей шрифтов. Двух шрифтов вполне достаточно. Подобрать гармоничную пару можно на fontpairs или googlefonts.
Определитесь с размерами и начертаниями заголовков, подзаголовков, основного текста и т.д. Опираться можно на шпаргалку от Material design.
#9 Дизайн-стартерпак
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_219_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Прежде чем делать хайфиды, соберите UI kit — свою основу и базовый минимум:
— шрифты и размерная шкала (см. пункт 8)
— сетка и шаг для размеров и расстояний (см. пункты 5 и 7)
— цвета: не более 3 контрастных + белый и темно-серый, так как он немного лучше, чем черный (см. пункт 6)
— основные компоненты интерфейса. Если вы отрисуете их заранее, интерфейс можно будет собирать как Лего. Необходимые компоненты можно выбрать из этого списка.
UI kit будет полезен не только вам, но и разработчикам, которые смогут посмотреть состояния стилей и элементов, правила их применения в интерфейсе.
#10 Самое время перепроверить лоуфиды
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_164_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Бездумное “раскрашивание” лоуфидов— это риск потащить за собой проектировочные ошибки и недоработки в финальные макеты. Создание хайфидов — отличный шанс подумать “что будет если пользователь нажмёт сюда” и перепроверить свои решения.
Инструменты*
- Sketch/Figma/Adobe XD — базовые инструменты
- Axure RP — долго и сложно, зато можно сделать практически полностью интерактивный прототип, прописать условия и пр.
- inVision — прототипы в нем не нарисуешь, но готовые экраны залинковать можно. Разработчики видят код.
- Zeplin — работает примерно также как inVision, но больше помогает организовать экраны, нежели сделать прототип.
- Framer , Proto.io, Principle — позволяет анимировать интерфейс, проработать микроинтерекшны. Для эффектных прототипов.
- Webflow, Just in mind— позволяют дизайнить макеты с использованием HTML и CSS.
* Список инструментов неполный и состоит из опробованных мной. Инструментов гораздо больше и с каждым годом их количество только растет.
Если статья показалась интересной — дайте знать аплодисментами 👏
![](https://artforlife.ru/wp-content/uploads/2021/02/1613539267_239_design-mockups-beginners-ultimate-guide.png)
Design Mockups: Beginners Ultimate Guide was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.