Трудно сделать какое-то одно общее заявление о мадридской архитектуре. Но мы знаем точно, что уникальная мадридская архитектура начинается в XV веке, с момента возникновения города как самостоятельной единицы. Ранее он был похож на любой другой городок Кастилии.
Приход династии Бурбонов в начале XVIII века и их любовь к архитектуре Франции и Италии привели к воцарению в Мадриде уникальной изящной комбинации главных архитектурных влияний Европы.
При этом сам Мадрид редко был законодателем моды. Скорее город был склонен впитывать иностранные влияния и приспосабливать их к себе в несколько брутальной католической эстетике. А из-за того, что он всегда немного отставал по времени от Парижа и Рима, любые веяния из Европы были реализованы в более современном формате.
Содержание статьи
Арабское влияние: мавританская эстетика
Средневековый Мадрид живет в горстке кирпичных мавританских башен мудехар. Вы можете увидеть их над церковью постройки XII века Сан-Педро-Эль-Вьехо или у церкви Сан-Николас. Мудехар относится к типу зданий, построенных мусульманами, до инквизиции жившими в Испании на исконно католических землях.
Церковь Сан-Педро-Эль-Вьехо с арабской башней. Фото: patrimonioypaisaje.madrid.es
Церковь Сан-Николас с башней мудехар. Фото: Wikimedia
Архитектура Мадрида времен Габсбургов (XVI–XVII века)
Лучший способ понять определяющие характеристики этого периода — посетить площадь Пласа-Майор. Ее серые шиферные шпили и кирпично-красные фасады — два ключа к пониманию сложного термина «кастильское барокко».
Наиболее важными сооружениями этого периода являются мост Сеговия, Пласа-Майор, Каса-де-Ла-Вилла (на площади Ла-Вилла). Прогулявшись по району Ла Латина, вы получите весьма точное представление о том, каким был Мадрид в самом его начале.
Район Ла Латина, Мадрид
Мадридская архитектура при Бурбонах (XVII–XIX век)
Благодаря французскому и итальянскому влиянию при династии Бурбонов мадридская архитектура стала богаче украшенной. Хоспис Педро де Риверы с его замысловатым фронтоном, ныне городской музей на улице Фуэнкарраль (в районе Маласанья), прекрасно иллюстрирует эволюцию кастильского барокко в сторону большей декоративности.
Примерно в то же время, в 1730 годах, итальянские архитекторы Филиппо Юварра и Джованни Баттиста Саккетти возглавили строительство Королевского дворца (Паласио Реаль де Мадрид) на том месте, где когда-то стоял арабский Алькасар.
Национальная библиотека, 1866. Фото: elizabethnord.com
Собор Альмудена, 1875. Фото: elizabethnord.com
Но все же решающей фигурой в архитектурной истории Мадрида был король Карл III, прозванный королем-каменщиком. Карл знал, что Мадрид бледноват по сравнению с другими европейскими столицами, такими как Рим, Париж и Лондон. Поэтому он решил поднять статус Мадрида, расширив город до аллеи Прадо.
Карта 1831 года, показывающая последствия расширения городских границ Мадрида после инноваций Карла III. Фото: Wikimedia
По его задумке, на новой аллее Прадо должны были разместиться великие учреждения просвещения Испании: Музей естественных наук (в конечном счете Национальный музей Прадо), астрономическая обсерватория и ботанический сад. Все три здания в обрамлении вдохновленными классицизмом фонтанами Сибелес и Нептун сохранились и по сей день. Сейчас этот район называется Кортес.
Бурбонская экспансия также подарила Мадриду такие знаковые здания, как Королевский театр, Банк Испании, Каса-де-Америка и жилые особняки района Саламанка.
ул. Лагаска, район Саламанка
Золотая эра 1910–1930 гг.: эклектичный взрыв мыслей
Уникальное время начала XX века удивляет, завораживает и вдохновляет. Несомненно, именно это — Золотая Эра Мадрида, оставившая главный отпечаток на современном образе жилого архитектурного фонда испанской столицы. Если ранее курс был на общественные учреждения и дома аристократии, то сейчас пришло время для многоквартирных домов с элитными апартаментами.
Улица Гран Виа. livingnomads.com
В целом город все еще остается очень эклектичным и не завязанным на каком-то одном стиле или направлении. Но наравне с нео-мудехаром и платереско, наглядно показывающими нам, что в Мадриде все еще сохраняется арабское влияние, здесь можно найти элементы с настроением американского ар-деко, французского неоклассицизма и австрийского ар-нуво. Архитекторы старались воплотить в своих проектах все самое лучшее из трендовых веяний Европы и США.
Гран-Виа, Мадрид
Прогулка по Гран-Виа (1910–1924 — основные годы строительства) — эклектичное путешествие в начало XX века мадридской архитектуры, начинающееся со здания Главпочтамта и идущее до Площади Испании. Это — целый километр лучших образцов архитектуры Мадрида столетней давности.
Апартаменты площадью 220 квадратных метров в зоне Гран-Виа в Мадриде после современной перепланировки. Фото: idealista
Типичная планировка в зоне Гран-Виа — это вытянутая форма апартаментов, занимающих два-три фасада здания (с кухней и гостиной на парадном фасаде и чередой спален, выстроенных одна за другой по пути длинного узкого коридора). Средняя площадь квартиры на Гран-Виа — около 200 квадратных метров (6–7 спален в оригинале и 4–5 после современной перепланировки за счет увеличения количества ванных и гардеробов).
Архитектура Мадрида 1930–1975 гг.
Первая мировая, гражданская война в 1930 годах и времена фашизма оставили нам мало заметного до возвращения демократии в 1975 году. Современный Мадрид определяется «Воротами Европы» (Puerta de Europa) и элегантной белой «Башней Пикассо» (Torre Picasso).
Puerta de Europa
Современный Мадрид: курс на сохранение
Общий курс Мадрида — на восстановление культурного наследия и поддержку национального архитектурного фонда — прослеживается во всех сферах: государственной, коммерческой, частной, HoReCa.
Отреставрированная в 2020 году библиотека Национального Банка Испании, проект Matilde Peralta del Amo
Ресторан RÒMOLA от Andrés Jaque Architects в старом здании в центре Мадрида
Типовая застройка 1960–2010 гг. радует рациональным решением множества проблем, которые были актуальны в Мадриде ранее. Например, стеклянные двери и окна-слайдеры экономят место и обеспечивают идеальное проветривание в жарком климате, а наличие в квартире двух балконов (с парадного фронтона и внутреннего дворика) решают бытовые проблемы и дают место в тени для отдыха в любое время суток.
Мадридская квартира в доме 1960 года постройки от дизайнера Lorena del Pozo по адресу: Rue Vintage, 74. Кухня с окнами в световой дворик, ванная — на переднем фасаде
Разнообразие внутренних двориков в Мадриде просто поражает — это и дворики с общими балконами типа коралла, которые по сути являются подъездами; и своеобразные patio interior (световые дворы, где на первом этаже можно разбить маленький сад на патио).
Уникальные планировки Мадрида интересны и с точки зрения социологии. На их примере можно узнать не только о том, как думали архитекторы и что считали важным, но и то, каким был сам образ жизни. Например, раньше на patio interio выходили только окна комнат прислуги, рабочей кухни. Сейчас с изменением состава семьи происходит перепланировка этих пространств в жилые.
В главных трендах люксового сегмента Мадрида до сих пор остаются реконструкции. Количество новых проектов в центре города настолько мало, что даже любители минимализма предпочитают покупать квартиру в старом доме и ремонтировать ее на свой вкус.
Квартира в районе Madrid de los Austrias площадью 120 кв. метров. Фото: revistaad.es
По праву ценятся квартиры с оригинальными витражами, кессонными потолками, арочными сводами, оригинальными распашными дверьми с уникальной расстекловкой, галерейные планировки и французские балконы.
Квартира в центре Мадрида от дизайнера Maria Santos
Квартира в здании XIX века от дизайнера Maria Santos. Фото: nuevo-estilo.micasarevista.com
Материал с сайта: https://design-mate.ru