Когда я начинал работать ux-дизайнером (переучивался из программиста) учиться было негде. На все постсоветское пространство была одна студия Лебедева, его же блог “ководство” и несколько переведенных книг. Сейчас проблема в другом — объём информации по каждой теме практически бесконечный: книги, блоги, статьи, видео, конференции, мастер-классы, фильмы, школы, онлайн-курсы, и непонятно, как из всего этого потока выбрать нужное и с чего начать.
Хорошая новость в том, что все это не важно и на начальном этапе дизайнеру не нужно. Дизайнеру нужны…
В большинстве случаев начинающему дизайнеру (а возможно и не только ему) нужен минимальный объем теоретических знаний, среднее владение инструментом и практика. Дизайнеру нужно какое-то время “поучиться руками”.
В сферах деятельности с высоким уровнем конкуренции успеха можно добиться, если обладать чуть-чуть более эффективной техникой, чем конкуренты. На самый верх люди взбираются не благодаря знанию секретных приемов, а скорее благодаря совершенному владению их базовым набором. Глубина всегда побеждает широту охвата, поскольку открывает путь для нематериальных, бессознательных, творческих составляющих нашего скрытого потенциала. — “Искусство учиться” Джош Вайцкин
Практика, разбор ошибок, поиск информации для того, чтобы их скорректировать и снова практика. Идеальный вариант практика под руководством наставника — он даст необходимый объем знаний, отправит практиковать, а потом отзеркалит и укажет на ошибки. Но даже, если наставника нет — не беда, просто начинайте делать и ищите только ту информацию, которая вам необходима для следующего шага. А отзеркаливают пусть ваши друзья и клиенты.
Не верите? — Ок. А как же тогда были построены пирамиды и средневековые соборы?
Как следует из работы специалиста по средневековой науке Ги Божуана, до XIII века не больше пяти человек в Европе знали, как разделить одно число на другое. Никаких вам теорем-шмеорем. При этом строители как-то рассчитывали сопротивление материалов, которые мы сегодня рассчитываем при помощи уравнений, и старинные здания по большей части стоят до сих пор. Французский архитектор XIII века Виллар де Оннекур оставил после себя серию рисунков и записных книжек на пикардском (язык французского региона Пикардия) о том, как строить соборы при помощи экспериментальной эвристики, маленьких хитростей и правил, позднее систематизированных Флибером Делормом в трактатах об архитектуре. Скажем треугольник рисовали, как лошадиную голову. Людей делают благоразумными эксперименты, а не теории. — Насим Талеб «Антихрупкость»
Совет начинающему дизайнеру
У меня нет профильного образования, я узнал про эвристики Нильсена два года назад, до сих пор не дочитал Тафти, “плаваю” в истории искусств и истории дизайна, плохо знаю Photoshop, не умею анимировать интерфейсы и… хорошо делаю свою работу.
Поэтому идите в современные школы дизайна (например, сюда или сюда), делайте под руководством наставников учебные проекты и ищите работу, чтобы скорее перейти к проектам настоящим.Онлайн-школы тоже подойдут — главное делайте проекты и получайте обратную связь.
Когда я спрашивал свою маму почему мне нужно учиться в универе, она всегда отвечала, что главное, чему меня там научат — это работать с литературой. Но видно я был плохим студентом, потому что с литературой научился работать совсем недавно.
Основная проблема была в том, что я читал, просто для того, чтобы читать.
Сигнал не превращаемый в информацию — шлак.
Информация не приводящая к действиям — шлак.
Действия, не приводящие к переменам — пустая трата времени.
— Армен Петросян.
Как дизайнеру учиться из книг.
1. Поставить задачу
Определить — чему вы хотите научиться.
Например, разбить книги по нескольким темам:
- Дизайн дизайнера — книги, которые могут помочь мне стать лучше, дать направление к действию, новые упражнения или новую перспективу.
- Дизайн человека — нейрофизиология, нейроэстетика, все, что поможет понять природу человека и связать это с дизайном и практикой.
- Философия и история дизайна — подтвердить или опровергнуть свои мысли, найти материал для лекций и статей.
- Новая перспектива — новые знания, новая картина мира. Технологии, будущее, наука, история, политика, философия.
Художественной литературы здесь нет — это для дизайнера развлечение, как фильмы и сериалы.
2. Отобрать книги
Дальше для каждой книги, которую вы хотите начать читать, нужно выписать “шоб шо” вы ее будете читать, кто вам ее порекомендовал и почему вы на это клюнули, например:
3. Активное чтение
Отмечать нужные фрагменты и записывать мысли, которые возникают по ходу.
Рита Картер “Как работает мозг”
4. Бросать книгу, если не подошла
Если вы не находите в книге того, ради чего начали ее читать — бросайте и переходите к следующей. Книг много, времени мало — вы же ее не для развлечения читаете. А если для развлечения — тогда просто кайфуйте )
5. Конспект
После прочтения делать конспект, с разбивкой на подтемы, например:
– Новые знания
– Факты
– Идеи
– Что можно применить
Единственный недостаток такого подхода, кроме того, что ваши друзья думают, что вы задрот — чтение здорово замедляется.
Совет начинающему дизайнеру
Высшее образование для дизайнера — это не про знание, а про социальные лифты и связи на будущее. Поэтому если и учиться в университете, то в той стране, где собираетесь дальше жить и работать.
Если вы начинающий дизайнер — не идите в государственные вузы, вы потеряете время — там практически нет людей, которые могут вас научить и самая большая беда, там нет интересных учебных проектов и нет комьюнити, которое потом поможем вам найти интересную работу.
Видео и подкасты
С видео легко осваивать новый софт — посмотрел и тут же попробовал, с теоретическими знаниями чуть хуже — работает та же система, что и с книгами, но не всегда удобно скриншотить нужные моменты и выходит медленнее, так как подстраиваешься под манеру и темп лектора.
С подкастами та же беда, занимает много времени, неудобно записывать мысли и отмечать понравившиеся моменты. Но… благодаря подкастам можно выучить английский.
У меня началось все с того, что я посмотрел вот это видео на TED:
Основная мысль — при изучении нового языка нужно построить систему, которая будет приносить вам удовольствие. Например, вы можете начать читать Гарри Поттера на английском со словарем (если конечно вы его любите) и ваша любовь к Гарри протащит вас через все трудности и поможет выучить язык или вы моежете начать смотреть “Друзей” на немецком — сначала вы не будете понимать ни черта, но через полгода будете уже смеяться их шуткам.
Короче, я вдохновился и решил построить свою систему — начал использовать 50 минут, которые я провожу в машине утром и 40 минут, которые я провожу там вечером. Утром слушал подкасты с обзорами игр британской Премьер-лиги, и через несколько месяцев словил себе на том, что смеюсь над шутками британских ведущих. А вечером стал разговаривать сам с собой на английском, рассказывая невидимому собеседнику, что произошло за день или просто рассуждая вслух на интересную тему. Со стороны выглядит диковато, но работает — поддержать беседу на английском с каждым разом все легче. Короче рекомендую 😉
Подкасты для дизайнеров на английском:
- 99 invisible
- Obsessed show
- Design Matters with Debbie Millman
- Freakonomics Radio
Последний не про дизайн, но все равно крутой )
По настоящему учиться на конференциях тяжело…
Во-первых, многие лекции на публичных конференциях — это self pr, разбавленный банальными месседжами. Вот мы крутые, мы делаем крутые штуки, а секрет наш прост — have fun, work hard and plz.. no drama. Когда ты слышишь это в первый раз — это звучит очень круто, когда во второй и в третий — ок, это ж манифест, но когда ты слышишь это из года в год, это начинает немного раздражать. Эй, а что по сути-то, как вы думаете, как вы к этому пришли, какая у вас методология, в чем ваше кунг-фу?
Illustration — Ian Stevenson
Во-вторых, ты уже давно догадываешься, что серебряной пули не существует, а существует много работы и удача.
Но ты все равно ходишь/ездишь/летаешь, потому что тебе нужны вдохновение и тусовка (а твоему эго нужен щелбан) и потому, что иногда попадается мастер, проекты которого тебе нравятся, и, о чудо, он не красуется, не проповедует, не говорит банальности, а искренне делиться опытом, и эта искренность тебя подкупает, выключает твоего скептика и позволяет взять что-то для себя.
Есть разница между «знанием чего-то» и «знанием названия чего-то» и для того, чтобы проверить, что действительно вы знаете, есть очень крутой способ — нужно попробовать научить этому других. Я этим часто пользуюсь, подготовка лекции или написание поста помогает разобраться с темой самому.
Метода Ричарда Фейнмана
Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что вы хотите изучить. Запишите, что вы знаете об этом предмете, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому приятелю, а восьмилетке, который обладает достаточным словарным запасом и способностью концентрироваться, чтобы понять базовые понятия и отношения.
Множество людей склонны использовать сложные слова и профессиональный жаргон, когда они не понимают чего-то. Проблема в том, что мы сами себя дурачим, потому что не осознаем, чего именно мы не понимаем. Использование жаргона призвано скрыть от окружающих наше непонимание.
Когда вы записываете идею от начала до конца простыми словами, которые в состоянии понять ребенок (используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями. Если вы приложите усилия, вы четко поймете, где у вас пробелы. И это хорошо, это указывает на возможность учиться.
Источник: https://ideanomics.ru/articles/7981
Как учиться дизайнеру:
– Практика, практика и еще немного практики.
– Осознанный выбор и осознанные чтение и просмотр видео.
– Подкасты — для изучения языка.
– Конференции — для вдохновения.
– И обучение других 😉
Источник: medium.com