За железным занавесом пространство было границей, которую однажды можно было приручить коммунистической советской наукой — нигде не было бы лучше исследовать этот «прогрессивный, футуристический, но странно античный период», чем в научно-популярных журналах СССР.
Стремясь вдохновить на пробуждение национальной гордости и превосходства, лидеры послереволюционного Советского Союза нашли ответ на свой вопрос в относительно неясной работе ученого Константина Циолковского.
Еще в 1903 году Циолковский, который работал учителем на окраине западного русского города Калуги, рассчитал скорость, необходимую для выведения космического корабля на орбиту вокруг Земли, используя жидкий кислород и водород в качестве топлива.
После Октябрьской революции 1917 года его работы будут использоваться в качестве доказательства научного мастерства СССР — разжигания в процессе десятилетнего очарования между Советским Союзом и космосом. С этим новым направлением пропаганды пришла новая волна творческого самовыражения, которая была наиболее широко распространена на страницах научно-популярных журналов.
Содержание статьи
«Возможность для творчества»
Хорошо известная часть советской пропагандистской машины, в разгар общественного интереса в СССР было около 200 научно-популярных изданий.
Журналы, рассказывающие не только о различных попытках Советского Союза в космосе, более широко рассказывали о том, как советская коммунистическая идеология может развиваться с помощью технологий и науки, причем некоторые идеи являются более надуманными, чем другие.
«Эти журналы действительно дали возможность дизайнерам и художникам мечтать, быть открытыми и по-настоящему выражать себя и свое творчество», — говорит Александра Санькова, основатель и директор Московского музея дизайна и автор книги «Советская космическая графика: космическое пространство». Видения из СССР. «И, конечно, это была огромная платформа, на которой можно было поделиться своими навыками».
Временами странные и чудесные, а иногда и зловещие, журналы часто включали дискуссии о том, как советское общество может однажды существовать как на далеких планетах, так и под водой и под землей здесь, на Земле.
Больше, чем просто «фантазия»
Эти журналы и графика были в основном нарисованы в стиле советской реалистичности. Но это было не единственное, что придавало изображениям ракет и космических технологий чувство доверия.
«Многие из людей, делающих эту графику, были инженерами и пилотами», — говорит Санькова. «Они были частью научных команд, которые изобрели будущее, описанное в журналах, — а не было фантазией, эти люди действительно знали, что рисуют».
Из-за этого, ко времени холодной войны и космической гонки, многие советские граждане были бы знакомы со всеми видами технологий, говорит Санькова.
В попытке преднамеренно привлечь как можно больше людей, эти изображения были нацелены на все слои общества, от детей до взрослых, любителей до профессионалов, и содержали бы соответствующий контент для каждой аудитории. В одном из таких «подходящих по возрасту» примеров иллюстрация Н. Колчицкого «Машины — космонавты» показывает фактические отдельные компоненты спутника 3 в виде различных комических персонажей.
Нечто «новое»
Книга Саньковой, составленная частично из журналов, найденных в архиве Московского музея дизайна, состоит из четырех разделов. Он знакомит читателей с технологиями, разработанными в СССР, знаменитостями космической гонки, такими как Стрелка и Белка, космические псы и Юрий Гагарин, и в надуманные ожидания космических путешествий.
По словам Санковой, для тех, кто вырос во времена космической гонки, эта графика будет «знакомой, но странной». Для тех, кто этого не сделал, она ожидает, что многие найдут более современные связи на иллюстрациях, чем они могли бы сначала осознать — она, в частности, указывает на дискуссии о том, как людям необходимо самоизолироваться в космосе.
Сочетание новизны и знакомства, спровоцированное книгой, говорит она, лучше всего выражено в русской пословице: «Нет ничего более нового, чем то, что мы забыли».
Советская космическая графика: космические видения из СССР выйдет 20 марта и будет опубликована Phaidon. Для предварительного заказа и получения дополнительной информации посетите веб-сайт Phaidon.