Бьянка Бёрнинг, креативный директор дизайнерского бюро Dalton Maag, объясняет откуда пришло самое захватывающее нововведение в типографике, рассказывает об его устройстве, ключевых создателях и перспективах.
Содержание статьи
- 1 Когда появились вариативные шрифты и почему они стали так популярны только недавно?
- 2 Каких дизайнерских решений требует создание вариативных шрифтов?
- 3 Как, по вашему мнению, это поменяет работу шрифтового дизайнера?
- 4 Как вы думаете, это изменит то, как шрифты используются в дизайн-проектах?
- 5 Чьи ещё успехи в области вариативных шрифтов заслуживают внимания?
- 6 Можете привести пример проектов, раскрывающих потенциал вариативных шрифтов?
Когда появились вариативные шрифты и почему они стали так популярны только недавно?
Технология вариативных шрифтов на самом деле не так уж нова. Adobe и Apple независимо друг от друга разработали мастер-шрифты Multiple Master и вариации GX-шрифтов ещё в начале 1990-х годов. Обе разработки представляли собой технологии управления осями, сродни современным вариативным шрифтам. К 2000 году Adobe отказалась от шрифтов Multiple Master, а поддержка технологии GX изначально была минимальной. Всё изменилось, когда Apple, Adobe, Microsoft, Google и несколько независимых бюро и студий шрифтового дизайна, включая Dalton Maag, собрались вместе и анонсировали, что OpenType Font Variations (более известные как вариативные шрифты) будут добавлены в спецификацию OpenType в середине 2016 года.
С тех пор были созданы сотни вариативных шрифтов: некоторые экспериментальные, дабы понять, на что способны технологии, а другие — высокофункциональные, с целью повысить веб- производительность.
Поддержка вариативных шрифтов за последние пару лет улучшилась: теперь они работают во всех основных веб-браузерах, операционных системах и приложениях: в Adobe InDesign, Illustrator, Photoshop и Sketch. У Figma и Quark Xpress поддержка в ближайших планах. Эти обновления сделали вариативные шрифты доступнее для дизайнеров.
Что касается Dalton Maag, мы экспериментировали с вариативными шрифтами с самого их появления. Наша первая библиотека вариативных шрифтов Venn вышла в 2018 году. С тех пор мы выпустили ещё три семейства: Objektiv, Mokoko и Aktiv Grotesk, а в следующем месяце увидит свет ещё одно. Вариативная типографика расширяет возможности наших клиентов — пользователей и дизайнеров — и позволяют им добиться своих целей, будь то очень выразительные и броские шрифты или простые и функциональные. Это привело к повышенному интересу к нашим библиотекам вариативных шрифтов, да и в общем, к большему числу разговоров о кастомных вариативных шрифтах.
Каких дизайнерских решений требует создание вариативных шрифтов?
Как и в случае со статическими шрифтами, два вариативных шрифта не могут быть идентичными — поэтому мы начинаем с определения требований. Анализируем цель, выразительность, доступность, функциональность, языки и многое другое. Отталкиваясь от этого, можно с уверенностью составить творческое тз. С вариативным шрифтом речь идёт не только о стиле и характеристиках, но и о параметрах дизайн-пространства и осей (вес, ширина, оптический размер, курсив или наклон).
Если краткое описание довольно простое — например, акцидентный шрифт, который подстраивается под размеры упаковки — мы бы работали с осью ширины. Шрифт сможет вытягиваться от самого узкого до самого широкого значения (включая любые значения в промежутке). При другом тз может быть важнее другая ось. Например, если вы разрабатываете один вариативный шрифт для поддержки и заголовков, и основного текста в вебе, то работать нужно с осью оптического размера (она регулирует пропорции, контраст, вес штрихов и т. д.).
Разрабатывать с нуля целое семейство вариативных шрифтов проще, потому что работа начинается с одной общей канвы. И возможностей больше, потому что можно выжимать максимум из доступных технологий.
Мы сделали Aktiv Grotesk вариативным, потому что он прагматичный и рациональный, с небольшим намёком на тепло — такую комбинацию трудно найти в гротескных шрифтах. Мы хотели повысить его практичность за счёт вариативности: это позволило дизайнерам максимально эффективно использовать огромный диапазон весов, стилей и начертаний данного семейства. Например, в вебе можно использовать больше комбинаций весов и стилей, при этом не уменьшая скорость загрузки: у вариативных шрифтов информация, нужная для определения всего семейства, хранится в одном файле. Такой файл весит меньше, чем несколько файлов с отдельными шрифтами вместе взятые.
Будучи нашим самым большим семейством шрифтов с точки зрения поддержки начертаний, Aktiv Grotesk (кстати, доступен для бесплатного скачивания здесь) станет нашим первым вариативным шрифтом, поддерживающим несколько мировых начертаний и алфавитов. Поначалу Aktiv Grotesk VF будет поддерживать только латиницу, но вскоре мы выпустим обновление для арабского алфавита, а затем — для тайского, греческого, иврита и кириллицы в течение 2020 года.
Как, по вашему мнению, это поменяет работу шрифтового дизайнера?
Вариативные шрифты дают больше пространства для принятия решений тем, кто с этими шрифтами работает.
Шрифтовые дизайнеры получили больше контроля над большим числом ситуаций. Раньше, если шрифт не подходил, его растягивали и сжимали, или даже обводили, если вес был не тот, что нужно. При создании вариативных шрифтов мы закладываем для этого возможности, нотеперь уже на наших условиях и с гораздо большей утончённостью, чем если бы вы вручную правили шрифты в специальном программном обеспечении.
Но я не думаю, что роль шрифтового дизайнера претерпевает серьёзные изменения. Мы по-прежнему предоставляем необходимый строительный материал для визуальной коммуникации и будем продолжать это делать, просто в другом формате.
Как вы думаете, это изменит то, как шрифты используются в дизайн-проектах?
Я думаю, что это даст дизайнерам больше возможности поставить типографику на первое место в брифах и при помощи вариативных шрифтов создавать новые визуальные вариации, не полагаясь на другие визуальные элементы. Также это должно дать людям больше свободы для экспериментов со шрифтами в цифровой среде, не беспокоясь об увеличении времени загрузки страницы. Надеемся, что это приведет к более интересным (с точки зрения типографики) дизайнам и более комфортному процессу чтения для пользователя.
Помимо этого, у вариативных шрифтов есть перспектива стать гораздо более интерактивными, когда есть связь с реальными данными. Или шрифты можно будет проектировать так, чтобы они адаптировались к освещению в комнате, шуму, температуре, погоде, статистике и т. п., и изменяли свой стиль для более эффективной коммуникации.
Чьи ещё успехи в области вариативных шрифтов заслуживают внимания?
Гарнитура Cheee от OHNO, описанная как «высококонтрастная рыба-капля» — отличный пример того, что можно сделать с вариативными шрифтами за пределами использования пяти официальных осей, внесённых в спецификацию OpenType.
Ещё Дэвид Джонатан Росс свободно экспериментирует с вариативными шрифтами в рамках своего клуба «Шрифт месяца» (the Font of the Month Club). Вышедшая в январе 2020 года гарнитура Gimlet X-ray представляет собой экспериментальный шрифт, демонстрирующий внутреннюю механику вариативных шрифтов.
Кэсси Эванс из Clearleft — интересный человек, за чьим творчеством стоит следить, поскольку она комбинирует веб-анимацию с технологией вариативных шрифтов, исследуя её практичность и выразительность. Посмотрите, что она сделала с вариативным шрифтом Marvin от Матьё Триэя (Mathieu Triay).
Можете привести пример проектов, раскрывающих потенциал вариативных шрифтов?
За прошедший год вышло немало шрифтов, некоторые более сфокусированы на выразительности, другие — на функциональности. Кампания студии Dumbar «Города в движении» — отличный пример того, как вариативные шрифты выходят на первый план, вводят что-то неожиданное, и как они рушат ритм рекламы и интригуют прохожих.
Ещё новый сайт Its Nice That демонстрирует вариативные шрифты; название каждой статьи задаётся в LabilVariable, что в разной степени добавляет искажения для соответствия стилю контента.
Интересные примеры функциональных приложений есть и среди наших клиентов. Например, REDspace — канадская компания по разработке программного обеспечения, которая создаёт крупномасштабные, гибкие и настраиваемые платформы для глобальных медиа-сетей, таких как WarnerMedia и ViacomCBS. Недавно они использовали вариативную версию нашего шрифта Objektiv на веб-сайте своего клиента. Целью было сократить время загрузки, количество HTTP-запросов и количество строк CSS без потери поддержки старых браузеров.
Каково, по вашему мнению, будущее этой индустрии?
Поскольку всё больше и больше людей знакомятся с этой технологией и её преимуществами, я думаю, что будет гораздо больше практических применений. Например, единый файл шрифтов для упрощения иерархии при существенном сокращении времени загрузки страницы. Или создадут шрифт, который будет менять свой размер в зависимости от возраста читателя или его удаленности от экрана.
Я думаю, что по мере роста популярности вариативных шрифтов, появится больше официальных вариантов осей в спецификациях OpenType (и они будут полностью поддерживаться основными платформами). Это, в свою очередь, должно будет повысить уверенность в этой технологии и привести к дальнейшим экспериментам.
Мы пока увидели лишь малую часть того потенциала, на который способны вариативные шрифты в более интерактивных и захватывающих пространствах. Я думаю, что со временем мы увидим гораздо больший прогресс и больше экспериментов.