В конце весны 2016 года я провел эксперимент — сделал шрифт максимально быстро.
Мне хотелось проверить теорию, что разработка шрифта не всегда затратный и долгий процесс, что многое зависит от исходных требований и характера проекта.
Идея для шрифта пришла мне в голову, когда я пёк хлеб. Решено было делать буквы пышными и неровными, как само тесто.
«Небрежность» исполнения знаков и касса, сокращенная до кириллицы с цифрами, позволили сократить срок разработки до недели (!). При этом шрифт делался по вечерам, в свободное время и по настроению, т.е. даже не каждый день.
По окончанию разработки шрифт FE Testo был выложен в ВК-паблики. Аудитория приняла его на удивление горячо, теория получила подтверждение, а я забыл про него на полтора месяца.
И вот, в середине июля, как гром среди ясного неба, прогремела «Урбантина».
Лучше всего суть произошедшего могут передать только корреспонденты Рен-ТВ: https://youtu.be/cB6sZU2mYV8?t=30s
https://medium.com/media/cb38fd31d9a6cc1ef9e255d4efd6e0ed/href
Оказалось, что шрифтом, предназначенным специально для хлебобулочных изделий (с соответствующей инструкцией по применению), безымянный дизайнер решил набрать надпись для гигантской металлической конструкции парка аттракционов.
Капсом, Карл!
Но и этого ему показалось мало, и он сделал текст по кругу, невольно превратив и без того неклассическую «Р» в почти «е». Масла в огонь подлили тролли, специально поворачивающие на фотографиях проблемную букву еще сильнее:
Сеть заполонили посты и материалы с хэштегами #уебантино.
Большой объем осадков, выпавших в это же время на столицу и поднявший проблему с ливневой канализацией, стал вишенкой на торте, превратив «Урбантино» в имя нарицательное и негласный символ «плохой Собянинской» Москвы для либералов и оппозиционеров всех мастей.
Серьезные издания даже вышли с аналитикой сложившейся ситуации:
Организаторы парка, чтобы успокоить Илью Авербуха, исправить казус и повысить читаемость надписей, сначала сделали надпил у «Р» в месте соединения вертикального штриха и полуовала.
Потом и вовсе сменили шрифт на более удачный по их мнению (нет), благодаря чему в итоге и замяли историю.
Я смеялся неделю.
Какой урок мы можем извлечь из этой развлекательной истории?
Каждый шрифт имеет свой характер, предназначение и исторический контекст, определяющие область его применения.
Дизайнер!
Пожалуйста, читай то, что написано в сопроводительной записке к шрифту, а также повышай собственный уровень насмотренности и образованности в истории шрифта и типографике. Однажды это поможет тебе избежать попадания в аналогичный просак.
Шрифт FE Testo можно скачать в шрифтовом бутике Font Escort прямо сейчас и сделать с его помощью с̶в̶о̶ю̶ ̶У̶р̶б̶а̶н̶т̶и̶н̶у что-то вкусное.
#Уебантино или почему надо читать инструкции к шрифтам was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.