W Что вы знаете о цвете? Вы, наверное, знаете некоторые основы теории цвета: цвета живут по кругу, и они сделаны из света. Некоторые теплые, другие прохладные и т. Д.
В годы моей работы в качестве дизайнера я часто задавался вопросом, как мы воспринимаем эти своеобразные идеи как должное. Цвет часто является наиболее заметным элементом дизайна и, возможно, наименее понятным. Как бы вы объяснили «красный» непосвященным? Этот самый вопрос озадачивал философов на протяжении поколений, и вы можете быть уверены, что у меня нет ответа. Для чего-то банального, это ужасно таинственно.
Первое, что вам нужно знать о цвете, это то, что он больше вас. Это древний язык, более старый, чем английский или фортран, и почти все существа на земле говорят на нем. Цвета коралловой змеи говорят: «Я убиваю». Цвета спелого плода говорят: «Я сладок и питателен». Ваши предки, возможно, научились видеть цвета более чем за сто миллионов лет до своих первых шагов на суше — и у них были свои чертовы приоритеты. Цвета — это мощные символы, которыми вы живете или умираете; на них стоит обратить внимание.
Культура и технологии взорвали наши отношения с окружающей средой и друг с другом, но цвет никогда не терял своего влияния. Мы используем цвет, чтобы указать, что происходит что-то серьезное, или решить, можно ли доверять веб-сайту с конфиденциальными данными. Как вы думаете, это совпадение, что Facebook повторяет цветовую палитру правительственной формы? Будете ли вы вводить личную информацию в отвратительно оранжевой форме?
Многие цифровые продукты предназначены для использования миллионами людей любого возможного демографического и личного происхождения, поэтому удобство использования — это не то, что вы воспринимаете как должное , Дизайнеры часто выбирают цвета, чтобы пропустить культурные барьеры или пробиться сквозь шум занятых интерфейсов. Цвет позволяет цифровым инструментам общаться с вами на подсознательном уровне, более непосредственном и интимном, чем слова или иконография. Работая в масштабе, цвет становится настолько важным, что для его изменения обычно требуется убедительная теория действия и, по крайней мере, шесть месяцев горячих споров.
Дизайнеры, которые не говорят на цветном языке, недолго или хуже того, они пытаются выразить себя с помощью длинных мыслей.
Так откуда же берутся цвета?
Подобно тому, как сталактит образуется в результате скопления капель, которые падают одно за другим в головокружительном повторении во времени, так и ментальные образы блеска природы или изменяющегося мира постепенно накапливаются, образуя названия цветов. Некоторые вещи теряются, а другие трансформируются, но, в конце концов, когда никто об этом не осознает, цвет становится установленной как великая система сознания. Вероятно, в мире существует столько же традиционных цветовых систем, сколько языков или культур. — Кения Хара
Цвета не имеют ярлыков в природе. Фотоны колеблются по всему миру с различными длинами волн, и некоторые из них отражаются от объектов и извиваются в наши глаза. Наши глаза могут обрабатывать информацию из узкого диапазона частот, который ученые организуют по линейному спектру. В наших глазах у нас есть несколько типов клеток, которые реагируют на различные диапазоны в этом спектре, и смесь сигналов от этих клеток отправляется в затылок, где происходит зрение. Оттуда сигналы проникают в морщинистые области вокруг ваших храмов, где вы прикрепляете имя к данным чувств. «Красный».
В то время как большинство людей имеют одинаковые механизмы обработки цвета в их глазах и мозгах не существует единого мнения о том, как смотреть. Пираха, изолированное сообщество в Амазонии, не имеет слов для цвета и прекрасно ладит. Вам интересно, каково это не иметь слов для чего-то столь же первичного, как цвет? Ну, есть языки, которые распознают больше цветов, чем английский, и их носители фактически воспринимают то, чего мы не делаем. Например, русский язык категорически разделяет светло-голубой, «колубой» и более темные оттенки, «синий». Психологи обнаружили, что русскоязычные могут быстро различать оттенки синего, которые, на первый взгляд, будут выглядеть очень похожими на среднестатистического американца.
Каждая культура имеет свое отношение к цвету. Древние греки больше заботились о оттенках света и тьмы, чем о оттенке, что привело к фразам, которые заставляют нас чесать наши головы сегодня — «темно-винные моря» и «сверкающая Афина» в «Одиссее». Видели ли древние греки другие цвета, чем мы видим сегодня? Будет ли древнегреческий даже понимать значение этого вопроса?
Хотя культуры имеют тенденцию развивать цветные словари в подобных образцах. Взаимно изолированные языки часто развивают слова «черный», затем «красный» и, в конце концов, «тысячелетний розовый». Не все языки находятся на одной и той же стадии. В то время как русский жонглирует множеством блюзов, японцы используют одно слово, чтобы уловить и синий, и зеленый. Другие используют совершенно другой подход. Например, народ наимба из Намибии видит «дзузу», включающий в себя ряд темных синих, красных, зеленых и пурпурных цветов. Не следует путать с «дамбу», который соответствует диапазону того, что мы могли бы назвать светло-зелеными, красными и коричневыми. Цвет является незавершенным проектом, и есть несколько способов сделать это.
Существует также несколько способов понять, что такое цвет.
Мы думаем о цветах как об отдельных существах сегодня, но их также можно интерпретировать как аналогии. «Цвет вина» работает так же хорошо, как и «красный» для большинства людей, а также играет символическую картину мира, обычного до научной революции. Вместо того, чтобы невидимые математические законы, вы ожидаете, что мир будет действовать по шаблонам, наиболее видимым для вас. Аристотель учил, что цвета соответствуют четырем стихиям — земле, воздуху, воде и огню — и я держу пари, что некоторые люди все еще верят в это. Вы можете подумать, что если красный цвет Марса, то ношение красного сделает вас отличным бойцом. Даже с благами современной науки символические ассоциации приобретают свою собственную реальность, часто без вашего ведома. Психологи обнаружили, что соревновательные спортивные команды, одетые в красное, побеждают чаще, хотя красный также может привести к тому, что кто-то из них не справится с решением головоломок.
До синтетических красок и цифровых дисплеев цвет был неотделим от физических материалов. Древние римляне одержимы пурпурным тирианом, отличительным пигментом, тщательно добываемым из огромного количества водных улиток за большие деньги. Его использование было разрешено только высокопоставленным правительственным чиновникам, и если вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то носил его, вы, вероятно, выплюнули кофе и попросили сделать селфи. И все же тирский пурпур никогда не был цветом в современном понимании; это был ряд пурпурных, красных и синих цветов, связанных друг с другом своей физической историей. Цветной ультрамарин получен при шлифовании полудрагоценных камней, а амбра — при обработке земли из итальянского региона Умбрия. Сгоревшая сиена происходит от горящей земли из Сиены (также в Италии). Идея цвета, сама по себе, отдельная от его материального происхождения, является совершенно современным подходом. Если вы не можете найти его в объектах реального мира, цвет не существует.
Сейчас мы живем в другом мире. Не берите в голову синтетические краски, у нас есть показы сетчатки и все возможно. Pantone распознает 1867 цветов, что примерно на 1860 больше, чем то, что мы изучаем в школе. Я уверен, что никто на самом деле не использовал «смарагдин», несмотря на то, что это цвет года 2013. Если считать шестнадцатеричные коды, у нас 16 777 216 цветов. Конечно, это в два раза больше цветов, которые способен видеть человеческий глаз. Что вы вообще должны с этим делать?
Мы обязаны современным пониманием цвета одному человеку: Исааку Ньютону. Тот же Ньютон, который научил нас играть в бильярд, привел порядок в космос и выяснил, почему вещи падают, а не поднимаются, когда вы их бросаете.
Ньютон заметил, что когда вы посылаете белый свет через призму, это раскалывается в красочный градиент. Не только это, но вы могли бы объединить цвета, чтобы снова создать белый — это было что-то совершенно новое. До этого эксперимента смешивание цветов было широко распространенным табу и оскорблением природы. В конце концов, пигменты были уникальными веществами с глубоким символическим резонансом, и их смешивание почти всегда лишает их жизнеспособности. Вы можете себе представить, каково было удивление, обнаружив множество ярких цветов, скрывающихся внутри белого света вокруг нас.
Радуга Ньютона была совершенно непрерывным градиентом, и он разбил его на аккуратные категории. Ньютон спроецировал радугу на стену и попросил друга нарисовать линии, чтобы разделить ее на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Почему семь? Хотя мы знаем Ньютона за его вклад в современную науку, он был также продуктом 1600-х годов и проводил большую часть своего времени, размышляя об алхимии и древней мистике. Пифагор, пришедший двумя тысячелетиями ранее, был увлечен числом семь. Было семь (известных) планет, семь нот в музыкальной гамме, семь дней недели и, возможно, четыре других примера, иллюстрирующих это явление. Ньютон, по причинам, которые, я уверен, имел смысл в свое время, думал, что Пифагор был на что-то. Ньютон рассматривал цвет как еще один аспект грандиозного космического порядка и построил свою собственную теорию цвета на семи музыкальных нотах дорианского стиля.
Ньютон также изобрел цветовое колесо. Линейный спектр рассказывает изящную историю, но полный круг раскрывает глубокий порядок, скрытый в природе, как музыкальные весы, повторяющие одну октаву за другой. Это также позволяет вам видеть отношения между цветами на основе их относительного положения в круге, например, как цвета друг против друга объединяются в белый цвет. Природа не всегда соответствует нашим идеалам — на полпути между красным и синим нет длины волны света. Итак, мы изобрели фиолетовый, чтобы завершить круг, смешивая красный и синий. Теория цвета, как мы ее знаем, навязана природе и вдохновлена ею.
Изобретенная величайшим ученым всех времен, теория цвета была усовершенствована великим художником Иоганном Вольфгангом фон Гёте. Там, где Ньютон нашел единство и порядок в цветах, Гёте обнаружил конфликт. Он заметил, что некоторые цвета сталкиваются друг с другом и, по-видимому, противоречат друг другу. Можете ли вы представить себе «зеленовато-красный»? Или вы заметили, что когда вы смотрите на ярко-желтый объект, вы можете увидеть синеватый остаточный образ?
Гете также дал нам много наших современных идей о том, как работают цвета. Это был Гете, который систематически описывал цвета как «теплые» или «прохладные», это отличие, которое формирует большую часть современного дизайна. Конечно, это описание более поэтично, чем буквально — или даже универсально согласовано. Ранние поколения, вероятно, видели синий как горячий цвет, возможно, потому что это самая горячая часть пламени. Так много нашего восприятия цвета было сформировано поэтом, творчество которого большинство людей, вероятно, никогда не читали.
Наука начала набирать обороты в 18 и 19 веках, а также ряд великих ученых, инженеров и художников. попытка теории цвета. Многие великие умы были очарованы мечтой представить каждый возможный цвет в виде трехмерного твердого тела, подобного цветным колесам, вытянутым в пространство. Некоторые люди пытались складывать пирамиды. Другие, как Рунгель, развивали сферы. Альберт Манселл, профессор MassArt, предпринял особенно смелую попытку заменить наши «глупые» слова для цвета точными координатами в трехмерном пространстве. Сегодня мы все еще используем систему цветов Манселла в широком диапазоне контекстов, от классификации цвета волос и кожи в криминалистике до получения идеального цвета при производстве пива.
Мы изобрели все виды форм для организации цветов. Йоханнес Иттен из Баухауза разработал цветовое колесо и разделил цвет на семь форм контраста: оттенок, значение, температура, дополнение, одновременный контраст, насыщенность и контраст по расширению. Подобно Ньютону, он принял древние мистические традиции и обратил некоторых своих учеников в Маздазнан, эзотерическую религию, описанную в Википедии как «культ огня».
Появилось больше цветовых систем, каждая из которых более любопытна, чем предыдущая. Сюзанна Кейгилл, бывшая клубная певица, создатель шляп и поэт, впервые предложила персонализированные цветовые палитры для модных клиентов. Роберт Дорр организовал цвета по тому, как они сочетаются с цветом лица и оттенком кожи человека.
А затем появились цифровые дисплеи. HSL и HSV были разработаны в 1970-х годах для новых цифровых технологий, и они используют цилиндрические цветовые пространства. Математика, лежащая в основе этих моделей, создает парадоксы, которые бросают вызов тому, как мы интуитивно видим цвет, поэтому некоторые люди делят цилиндры на конусы, чтобы ограничить возможные цвета.
Конечно, «возможно» означает нечто иное, чем когда-то раньше. Мы живем в эпоху пикселей, каждая из которых состоит из маленьких полос красного, зеленого и синего цветов. Эти три основных цвета могут имитировать практически все — мы называем возникающий цвет гаммой. Возможно, вы заметили, что эти основные цвета отличаются от тех, которые вы узнали из набора красного, синего и желтого цветов Crayola. Там нет основных цветов, кроме того, что мы решили рассматривать как таковые. Мы создаем правила по мере продвижения.
Сегодня у нас есть много цветовых моделей, конкурирующих в повседневной жизни, часто с различными предположениями, лежащими в их основе, и различными ограничениями в отношении того, что можно выразить. Некоторые модели, такие как RGB, оставляют немало цветов в зеленом пространстве. Другие, такие как CYMK, включают цвета, которые мы не видим. Воображаемые цвета можно увидеть в крайних случаях — например, когда психолог восприятия показывает точно правильный цвет для каждого глаза — но это очень необычно.
Поскольку многие взаимозависимые технологии опираются на конкурирующие цветовые пространства, у нас также есть эталонные пространства для сравнения цветовых профилей друг с другом. Получающиеся визуализации являются не чем иным, как изысканными.
Основная проблема с математикой цвета заключается в том, что наше восприятие является как переменным, так и изменчивым. Некоторые цветовые модели были адаптированы для лучшего отражения нашей реальной чувствительности к свету. Поскольку наши цветовые рецепторы реагируют на перекрывающиеся и односторонние распределения длин волн — не говоря уже о влиянии культуры — мы видим больше нюансов в одних оттенках, чем в других. Цветовые пространства, которые мы видим, больше похожи на психоделические сосновые шишки.
Существуют и другие модели, построенные исключительно на основе человеческого восприятия, без учета багажа традиционной теории цвета. Система естественных цветов является одной из таких моделей и начинается с предпосылки противоположных цветов в наследии теории цвета Гете.
Теория цвета, как бы ни была изощренна новейшая модель, по-прежнему имеет много оснований для охвата. Ваш мозг постоянно корректирует восприятие цветов в зависимости от контекста. Вот почему вы можете понять агрессивно окрашенные фильмы, такие как Матрица или поспорить с другом по поводу платья при неоднозначном освещении. Цвет не стоит на месте.
Как дизайнер, вы должны выбирать цвета и убеждать своего босса, что они правильные. Если вы работаете в большой компании, вы можете подготовить 40-страничную колоду, чтобы оправдать свой точный выбор шестнадцатеричных значений. В этой странной среде процветают инструменты, которые математизируют цвета. В Adobe встроены потрясающие функции, позволяющие вам сфотографировать что угодно и извлечь характерную цветовую схему. Бесчисленные генераторы цветовой палитры дадут вам диапазон цветов, точно выбранный для их гармонических отношений — как определено их точным положением в полуопределенном цветовом пространстве. Это удобно и заставляет вас чувствовать себя как задира, но это также упрощенно и немного наивно.
Легко быть обманутым точностью вашего собственные инструменты. У нас есть обозначение для описания 17 миллионов цветов, но это не значит, что мы знаем, что мы делаем с ними или что они значат для других людей. Около пяти процентов из нас, по крайней мере, частично дальтоники, и у каждого человека есть свои ассоциации и переживания, которые формируют то, что они видят. Культуры различаются. Люди меняются. И мы до сих пор не знаем, как объяснить, что такое «красный».
Цвет — это продолжающийся проект. Технология будет продолжать улучшаться. Дисплеи станут более яркими и захватывающими. Системы дизайна уже прокладывают путь к более гармоничному и согласованному по цвету интернету. Наша культура будет постоянно меняться, и способы, которыми мы будем интерпретировать цвета и границы между ними, будут извиваться, как и всегда.
Представьте себе мир нейронных имплантатов, которые полностью обходят ваши глаза, питая ваши сенсорные данные из-за пределов видимого спектр. Мы не очень далеко сегодня. Представьте, что вы видите радиоволны в тысячу раз краснее, чем самые красные. Или восприятие музыки как последовательности цветных фильтров, дрейфующих по вашему зрительному полю. Ньютон отделил цвет от физического материала, и вскоре мы можем отделить его от света. Рене Декарт, континентальный архив Ньютона, полагал, что цвет — это не более чем субъективный опыт без физической реальности. Мы можем скоро оглянуться на него как на настоящего отца теории цвета. Как тогда мы вообще начнем понимать это?
Хороший дизайнер знает, как сидеть с тайной цвета. Дизайнеры должны относиться к нему интуитивно и вызывать в воображении красивые артефакты из воздуха. Мы также должны рационализировать его и сделать его масштабируемым, доступным и реагирующим на рыночные силы. Мой собственный способ справиться с этим диссонансом состоял в том, чтобы исследовать более старые концепции цвета. Между цифровыми усилиями я делаю пигменты и использую такие материалы, как вино, чай, сажа, железо, медь и золото. Работа с примитивными средами — намеренно медленный и кропотливый процесс. Это приводит вас в соприкосновение с цветами в том виде, в каком они существуют здесь и сейчас, как физические объекты, к которым вы можете прикоснуться и потрогать, — как инстинктивно делают многие посетители моей студии.
В следующий раз, когда вы загружаете новый веб-сайт, покупаете обувь или передаете цветок, найдите время, чтобы увидеть его цвета. Посмотрите на них с нескольких сторон. Пусть ваши глаза расслабятся. Не думай об этом слишком много. Спросите себя, что вы видите?