Идите по улице в Нью-Йорке, и ваше изображение будет снято на камеру десятки раз. Вы передадите камеры, прикрепленные к зданиям и светофорам; на платформе метро более 4000 камер с замкнутым контуром будут отслеживать каждое ваше движение. Есть устройства безопасности, установленные в лифтах и вестибюлях, в кофейнях и магазинах товаров повседневного спроса. Все они бдительно следят.
По оценкам, 62 миллиона камер наблюдения наблюдают только за Соединенными Штатами, что означает, что в любой данный момент вы, вероятно, наблюдаете, даже не зная об этом. Это почти как антиутопическая версия Гензеля и Гретель, где везде, где бы вы ни находились, вы оставляете на пути след цифровых панировочных сухарей.
Мы часто не видим и не думаем об этих камерах, но новая выставка на Оружейная палата Нью-Йорка на Парк Авеню открыто демонстрирует состояние наблюдения. Для Гензель и Гретель художник Ай Вей Вей и швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мейрон, превратили пещерный буровой зал Оружейной палаты в парк наблюдения. Ряд из 56 крошечных компьютеров, прикрепленных к инфракрасным камерам и проекторам, свисают со стропил. Тем временем горстка привязанных дронов гудит над головой, снимая кадры посетителей и передавая их обратно в прямую трансляцию.
Когда посетители блуждают по темной комнате, камеры фиксируют их сходство и бросают призрачные изображения на пол. Сетка спроецированных красных рамок и белых линий обрамляет каждого человека как негласное подтверждение способности технологии точно определять ваше местоположение. «Это физикализация наблюдения», — говорит Херцог, который вместе с де Мейроном и Ай намеревался создать интерактивное состояние наблюдения. Концепт? Люди должны воочию убедиться в том, какую технологию они отслеживают ежедневно.
Наблюдение за дисплеем
Технология сторожевого таймера оказалась богатой областью для художников, потому что она настолько распространена и Невидимый.
Реакция коленного рывка заключается в том, что художники используют его в качестве инструмента для извлечения шока — приманки и переключателя, раскрывающего отсроченную правду о том, что что-то наблюдает за вами, а вы этого не знали. С Гензелем и Гретелем художники, казалось, обошли эту идею, вместо этого сделав технологию очевидным компонентом опыта. Тот факт, что за вами следят, не был секретом, что облегчало работу технологии в вашу пользу. По всему залу люди останавливались для жутких фотосессий; позируя со смартфоном в руке, когда камеры наверху делали снимки и копировали их на земле.
Несмотря на темноту, мигающие огни и зловещее настроение в самом пространстве, обстановка была почти невеселой. Вместо того, чтобы вызывать страх и паранойю, инсталляция превратила наблюдение в культуру селфи. «Похоже, что амбивалентность [towards surveillance] существует, — говорит Том Эклс, куратор шоу. «Может быть, именно так мир изменился».
После выхода из главного зала посетители перетасовываются к другому входу в Оружейную палату, где их встречает помощник. «Привет, не могли бы вы поставить свои пальцы на линии и смотреть прямо передо мной?» — бодро спрашивает он. Прямо впереди находится еще одна камера, которая снимает прямой выстрел в голову, который через несколько минут будет проецироваться на цифровые рамки, которые выстилают стены Оружейной палаты. В таблицах под рамками ряд iPad предлагает посетителям сделать еще одну селфи, которая загружается в программу распознавания лиц, которая ищет подходящее изображение. Через несколько секунд мое лицо появляется на фотографии, сделанной всего несколько минут назад. Программное обеспечение компьютера на 52% уверено, что это я.
Для некоторых людей немедленность этого признания будет неприятной. Но фактор ползучести быстро уменьшается, когда на экране появляется всплывающее окно. За 10 долларов вы можете купить распечатку фотографии, которую можно купить в сувенирном магазине музея.