В Центре искусств королевы Софии в Мадриде открылась выставка с говорящим названием «Потерянные, свободные и любимые: иностранные художники Парижа 1944–1968». Она рассказывает о «втором пришествии» мастеров со всего света во французскую столицу в XX веке.
В начале прошлого столетия художники из Европы и Америки устремились в Париж, уже завоевавший славу международного художественного центра. Домом для многих из них стали сквоты на левом берегу, места, свободные от предрассудков и сухого академизма. Здесь они обретали свой собственный голос, не забывая и о корнях, объединялись в группы, придумывали новые пути движения в искусстве. Позже многих из них назвали Парижской школой, точное число мастеров которой историки не могут определить и сегодня. В этих кругах начинали Пикассо, Сутин, Кандинский, Брак, Модильяни и многие другие.
Но экономический кризис 1930-х и нацистская экспансия разрушили устои и сам дух того новаторского периода, а после вторжения немцев во Францию многие художники были вынуждены покинуть ее до лучших времен.
После войны в Париже начинается политическая, социальная и экономическая перестройка, а культура становится своего рода лекарством от послевоенной депрессии. Сюда возвращаются художники, открываются гранты для талантов из Латинской Америки, переезжают авторы из США, недовольные внутренней политикой и последствиями развязанной «охоты на ведьм». Художественная жизнь вновь бурлит, порождает новые имена и идеи. Эдуардо Чильида, Бернар Бюффе, Леон Голуб, Ханс Хартунг, Хулио Ле Парк и десятки других становятся новыми героями международной арт-сцены. Кинетическое искусство и оп-арт захватывают публику не меньше, чем довоенные сюрреализм и абстракция. Сегодня они уже в истории искусства, одни из тех, чьи произведения и участвуют в мадридской выставке.
Всего в экспозицию в Центре вошло более 200 работ, часть которых никогда не выставлялась прежде. Они проливают свет на мощные культурные сдвиги того периода и вступают в диалог со многими забытыми произведениями.
Хронология выставки позволит зрителю проследить и меняющуюся обстановку в городе в течение выведенного в заглавие периода, увидеть живую реакцию художников на местные и глобальные проблемы того времени.