Ретроспектива самого изысканного художника ар-нуво Альфонса Мухи открылась в Люксембургском музее в Париже. На выставке представлены все грани таланта художника — живописца, графика, дизайнера, театрального мастера.
Муха родился в небогатой семье неподалеку от чешского Брно, и хотя довольно рано стало ясно, что у него есть талант к рисованию, денег на высшее образование в семье не было. Работая писарем, Муха создавал декорации в любительском театре, где был замечен и приглашен в Вену. После того как венский театр сгорел, Муха работал декоратором в семье моравских аристократов, один из которых согласился оплатить его обучение. Недолго поучившись в Мюнхенской академии, Муха отправился в самую знаменитую парижскую Академию Коларосси, но из-за смерти мецената не проучился там и года. Бедность заставила художника заняться дизайном — создавать афиши, календари и даже ресторанные меню.
Случай открыл Мухе дорогу к большому успеху. Он получил заказ на афишу к спектаклю Сары Бернар «Жисмонда». Плакат так поразил великую актрису, что она пригласила художника стать декоратором театра, вскоре их связали и романтические отношения. С этого момента фортуна повернулась лицом к художнику. Образ миловидной барышни, утопавшей в цветах, стал иконой ар-нуво, которой поклонялись современники. А Муха моментально сделался востребованным художником.
Заказы сыпались на него со всех сторон. Помимо работы в театре, он не оставлял дизайнерскую работу. Ангелический женский типаж, придуманный Мухой, пошел в тираж — украшал этикетки многочисленных товаров, от шампанского и вафель до велосипедов и спичек. Кроме того, Муха занимался дизайном ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства. Многочисленные примеры дизайнерских проектов художника, ставших раритетами, широко представлены на выставке.
После женитьбы на своей натурщице Марии Хитиловой, Марушке, Муха переезжает в США, где также пользуется большим успехом. Оттуда он возвращается в Чехию и начинает заниматься «высоким искусством». С тех пор он работает над «Славянским эпосом» — циклом гигантских исторических картин, который заканчивает в 1928 году и дарит государству. После оккупации Праги и нескольких арестов гестапо художник умер от пневмонии в 1939 году. Ряд эскизов к циклу можно увидеть и на выставке — сами же картины из-за огромного размера не покидают пределов Выставочного дворца в Праге.