В Государственном музее современного искусства в греческих Салониках открылась новая экспозиция «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт». Она знаменует собой новую выставочную и исследовательскую политику институции, владеющей вторым по значимости (после Третьяковской галереи) собранием произведений русского авангарда.
Легендарную коллекцию авангарда Георгия Костаки Греция приобрела еще в 1997 году — под нее и был основан музей в Салониках. Впервые же выставили ее там лишь в 2002-м: почти пять лет понадобилось, чтобы полностью закрыть сделку и подготовить пространство бывшего монастыря под выставочные пространства. С момента основания музей не только по частям выставлял коллекцию, но и активно занимался всевозможной выставочной деятельностью — организовывал экспозиции современных российских и греческих художников, участвовал в Биеннале современного искусства в Салониках. Поэтому и собранию Костаки отводился здесь в последние годы практически один этаж — показывали, как правило, самые звонкие имена собрания: Малевича, Родченко, Попову. Сегодня же уникальному собранию, насчитывающему около 1300 произведений, отданы все три этажа здания, и, как рассказала директор музея Мария Цанцаноглу, так будет происходить и далее: «Всё это здание мы отдадим для показа русского авангарда, а экспозиции будем менять дважды в год».
Столь масштабная перезагрузка — результат работы нового комитета по развитию музея, возглавить который дирекция пригласила владелицу московской галереи «Эритаж» и учредителя Heritage Art Foundation Кристину Краснянскую.
«Для меня это интересный проект потому, что здесь есть поле для творчества, для созидания. Здесь был музей, который в основном занимался тем, что выдавал произведения авангарда на выставки в большие западные музеи. В самом же музее была экспозиция, которая хорошо считывалась разве что специалистами. И когда я спросила у Марии, что музей хочет изменить в этом месте, то услышала, что они готовы сделать здесь действительно важный художественный, искусствоведческий и культурный центр русского авангарда. А это амбициозная и очень интересная задача», — рассказала Краснянская.
При поддержке фонда Андрея Чеглакова AVC Charity комитет и разработал новую выставочную и образовательную программу музея на несколько лет, привлек к кураторской работе известных искусствоведов Пушкинского музея и специалистов по авангарду Аллу Луканову и Наталию Автономову, а для дизайна новой экспозиции пригласил Кирилла Асса и Надю Корбут.
Новая экспозиция не только выстроена по хронологическому принципу — от начала XX века, когда будущие авангардисты были увлечены лубком или подпитывались революционными идеями европейских модернистов, до времени активного сотрудничества художников с советской властью (от агитплакатов до фарфора работы Кандинского и Суетина), но и показывает всю мощь авторов, не избалованных вниманием музеев и аукционов русского искусства, например таких, как Соломон Никритин или Борис Эндер, впечатляющие блоки работ которых хранятся в Салониках.
Отдельный зал теперь посвящен и бренд-нейму музея, Георгию Костаки: на первом этаже зрителей встречает реконструкция одной из комнат дома коллекционера — с архивными фотоснимками, цитатами и газетными вырезками со всего мира, на всех языках рассказывающих о том, что такое русский авангард.