Страх перед эпидемией не убил желание людей социализироваться, и общественные пространства крупных городов быстро наполнились посетителями. Но на дизайнеров, архитекторов и проектировщиков общественных мест ложится новая задача по созданию таких пространств, которые были бы не только привлекательными и комфортными, но и безопасными.
Общественный центр в Альметьевске — многофункциональное здание с образовательными и культурными функциями в здании бывшего универмага 70-х годов. Пространство открывается в пост-карантинное время, когда люди уже вышли на улицы и возвращаются к привычной жизни. Основатель архитектурной мастерской «Арканика» Никита Выходцев рассказывает о проекте редевелопмента в Альметьевске, о том, что приходит на смену торговым центрам, и делится видением архитектора на пандемию.
Содержание статьи
Никита Выходцев архитектор, основатель архитектурной мастерской «Арканика»
Общественный центр в Альметьевске
Альметьевск — это моногород в Татарстане, который переживает сейчас масштабные изменения в культурной, общественной жизни и в экономике. Много внимания уделяется развитию современного искусства.
Перед нашим бюро стояла задача создать пространство для проведения досуга горожан всех возрастов, которое бы поддерживало новую стратегию развития города. Советский формат «дома культуры» потерял свою актуальность. Качественная альтернатива отсутствовала — в связи с бумом торговых центров 2000-х, c устаревшими парками и климатическими особенностями региона (3/4 года температура ниже нуля) вся социальная активность перешла в галереи и на фудкорты моллов. Наше видение — необходим переход от повального консьюмеризма в торговых центрах к формату культурно-образовательных и научных центров. Проект редевелопмента старого универмага в новое по идеологии пространство решает эту актуальную задачу.
После реконструкции объем здания Центра увеличился в два раза — мы надстроили три дополнительных этажа, благодаря чему центр приобрел кубическую форму. Паттерн навесного перфорированного фасада здания восходит к геологии региона — стилизация последовательности нефтеносных пластов Альметьевского выступа.
Каждый этаж здания представляет отдельную функцию: на первом этаже центра расположено выставочное пространство, где рассказывается о традициях татарского народа и важной географической и индустриальной составляющей территории, связанной с развитием региона и историей компании «Татнефть». В пространстве атриума на первом этаже расположено кафе с выходом на парковую площадь. Второй этаж занимает научно-развлекательный центр с элементами научно-технической выставки. Лингвистический центр занимает весь 3 этаж. В школе сосредоточены 14 образовательных классов, большой вестибюль с библиотекой и компьютерной зоной, а также универсальный актовый зал. Многофункциональный зрительный зал с телескопической трибуной занимает пространство 4-5 этажей. Рассчитан на 270 мест, позволяет проводить широкий спектр мероприятий — музыкальные вечера, филармонические концерты, театральные представления, презентации и кинопоказы. На четвертом этаже располагается ресторан с сезонной верандой на эксплуатируемой кровле.
Пандемия коснулась и нашей работы — каждый архитектурный объект, каждый интерьер требует переосмысления. Однако, степень изменений зависит от функции пространства. Говоря об Общественном центре, меня больше всего интересует зрительный зал. До сих пор каждый регион самостоятельно вводит и снимает ограничения в связи с эпидемией, поэтому понимание того, как будет функционировать это пространство отсутствует. Возможно, будет регламентироваться рассадка и ношение масок, с другой стороны, пока подрядчики завершат интерьеры и введут объект в эксплуатацию эпидемия может пойти на спад.
Общественные пространства в новых реалиях
Говорить о радикальных изменениях в общественных пространствах городов и отдельных объектах, будет возможно только после получения проанализированных данных от ученых о вирусе и прогнозах на обозримое будущее, — то есть, не раньше весны.
В начале «эры самоизоляции» Арканика разработала рекомендации по реорганизации общественных пространств и разослала заказчикам.
Рекомендации:
- критическое отношение к нормативным показателям площади на человека — для комфорта можно смело умножать на 1,5 или 2, если проект позволяет это сделать;
- грамотное зонирование пространств: акцент на трансформируемые помещения; отсутствие очередей перед билетными кассами, гардеробными; широко расставленные столы в коворкингах, стеллажи в библиотеках, столики в кафе; увеличение расстояния между креслами и рядами в киноконцертных и конференц-залах; просторные вестибюли, холлы и коридоры. Все эти меры рассчитаны на минимизацию длительных скоплений людей;
- акцент на смарт-решениях в дизайне и инженерии: бесконтактные системы доступа и билеты, безопасные ключи, самооткрывающиеся двери, вызов лифта или заказ еды в ресторане через приложение, трансформируемая, мобильная мебель, которая меняется вместе с функцией пространства, а также мебель, дизайн которой обеспечивает социальную дистанцию — подобные каталоги уже появились у некоторых брендов
- отделочные материалы в дизайне и оборудовании — акцент на санитарные характеристики: моющиеся, водоотталкивающие материалы, устойчивые к обработке покрытия.
Однако, многое зависит от способа эксплуатации пространства, такие меры стоит применять повсеместно:
- проверка и соблюдение температурного режима;
- антисептики и дезинфицирующие средства на входе и в основных пространствах, повышенные требования к уборке (учащение влажной уборки, санитарная обработка поверхностей);
- контроль количества посетителей, онлайн покупка билетов и предварительная запись.
Общественный центр во время эпидемии: архитектурные и дизайн решения
Общественный центр, несмотря на завершение проекта интерьеров, также модифицировался под реалии. Сейчас мы повторно проходим экспертизу и удается согласовать все изменения, ставшие результатом эпидемии. Например, музей преобразовали в выставочное пространство, чтобы убрать привязку к постоянной экспозиции, лингвистическая школа претерпела изменения инженерных сетей, чтобы расширить возможность проводить онлайн занятия.
В дизайн проект в срочном порядке вносились модификации, чтобы выполнить встроенные дозаторы с антисептиком, учесть в проекте бактерицидные лампы. Оперативно согласовывалась расстановка мебели в аудиториях и библиотеках, чтобы обновить спецификации для заказа оборудования.
Пространство будущего. Видение архитектора
Как архитектору мне хочется, чтобы оно соответствовало выверенным принципам «польза, прочность, красота». 20-й век к ним добавил рациональность – уместность применяемых материалов, экономичность решений. Но у 21-го века свои ценности. На мой взгляд, это трансформируемость, технологичность и экологичность.
О трансформируемости многое уже сказано: пространство должно развиваться вместе с требованием общества и времени, и адаптироваться под потребности. Это и трансформируемые помещения, и адаптивные инженерные системы, и динамическая инсоляция при помощи фасада — возможность настроить здание под любой сценарий.
Технологичность — необходимо ориентироваться на передовые решения. «Хард» инфраструктура здания устаревает к моменту начала эксплуатации, поэтому акцент должен делаться на «софт» инфраструктуре с возможностью регулярного обновления. Аналог — подписка на «смарт» решения, которые позволяют получать обновления и настраивать параметры здания дистанционно, экономя время.
Экологичность — внимательное отношение к себе и окружающему миру. На смену «эпохи потребления» приходит «век осознанности», люди стремятся выбирать лучшее, при этом минимально навредить экологии как при производстве, так и в ходе эксплуатации продукта. Это относится к сертификации зданий, подбору конструкций и отделочных материалов, тщательному выбору оборудования и света.
Материал с сайта: https://design-mate.ru