В Эрмитаже открывается одна из важнейших выставок года «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». Одиннадцать шедевров блестящего художника XV века, не представленного в наших музеях, привезли из музеев Лондона, Мадрида, Лиссабона, Милана, Парижа. Помимо живописи, на выставке покажут четыре рукописи, в которых художник разрабатывал теорию перспективы.
Королем живописи Пьеро называли современники. И можно предположить за что: прежде всего за легкий жемчужный колорит, насыщенное воздухом пространство и продвинутое для своего времени владение перспективой. Его персонажи будто застыли в вечности и гипнотизируют нас совсем из другого измерения.
Он родился в городке Сан-Сеполькро и, хотя служил при разных дворах, всегда возвращался домой. Большинство его произведений раскиданы по небольшим городам Италии, тем ценнее то, что в Эрмитаже можно увидеть сразу одиннадцать работ вместе.
На выставке удалось собрать три створки большого алтаря, расписанного Пьеро для монастыря Святого Августина в Сан-Сеполькро. До Эрмитажа добрались «Святой Августин» из Национального музея старинного искусства Лиссабона, «Архангел Михаил» из Национальной галереи Лондона и «Святой Николай Толентинский» из Музея Польди-Пеццоли в Милане.
Один из шедевров выставки — «Благовещение», которое теперь хранится в Национальной галерее Умбрии, где Пьеро создал удивительно поэтичную трактовку евангельского сюжета. Также знаменита и «Мадонна ди Сенигаллия», прибывшая в Петербург из Национальной галереи Марке (Урбино), — икона была свадебным подарком герцога Федерико да Монтефельтро своей дочери.
Двойной портрет герцога и его супруги, написанный Пьеро, по праву считается одним из лучших портретов Возрождения. Диптих, однако, остался на своем месте в Галерее Уффици, а в Петербург привезли портрет сына герцога, Гвидобальдо, из музея Тиссена-Борнемисы. Златокудрый мальчик с тонкими чертами лица вскоре превратится в герцога-тирана, который, впрочем, покровительствовал самому Рафаэлю. Зато на выставке можно увидеть портрет заклятого врага Монтефельтро, Сиджизмондо Малатесты, из собрания Лувра.
Пьеро был великолепным монументалистом, а вершиной его монументальной живописи считается цикл фресок «История Истинного Креста» из церкви Святого Франциска в Ареццо. О нем на выставке покажут фильм, снятый итальянскими документалистами.