Подчеркнуто красивый, намеренно лишенный любой смысловой нагрузки, стиль ар-деко появился по запросу времени. Первая мировая война закончилась, и вчерашние герои, облачившись в смокинги, стали коротать ночи, заправляясь алкоголем и танцуя до упаду, – всем отчаянно хотелось праздника. Платья искрились блестками и трепетали перьями, архитектура взмыла вверх ломаными линиями, многогранниками и угловатыми вензелями. Интерьеры, а с ними и мебель, конечно, тоже требовали обновления.
Мебель в стиле ар-деко – это, в первую очередь, богатые материалы, будь то древесина уникального клена «птичий глаз», слоновая кость для инкрустации, боливийский мрамор или кожа крокодила, и выразительные текстуры. В этом материале – объекты дизайна, которые могут считаться иконами ар-деко, а их создатели – важными представителями этого направления.
Содержание статьи
Кушетка «Гондола»
Жак-Эмиль Рульманн
Семь лет, с 1900 по 1907, Жак-Эмиль Рульманн работал подмастерьем на предприятии отца, а после его смерти взял управление фабрикой в свои руки. Три года спустя Рульманн женился, и ему нужно было обставлять новый дом – так он получил свой первый опыт в области дизайна интерьеров, а вместе с ним и дизайна мебели. Никакого художественного образования у Рульманна не было, и он всему учился на ходу. Прошло еще три года, и он впервые представил свою первую мебель в рамках Осеннего Салона (Salon d’Automne). Это был успех: часть работ купил парижский кутюрье Жак Дусе, а часть – Елисейский дворец.
Годом позднее началась Первая мировая, но Рульман на войну не пошел – не позволило здоровье. Вместо этого он остался в Париже и начал расширять производство: в новом комплексе на rue de Lisbonne в модном восьмом округе появилось рабочее ателье – дизайнер уже делал не только мебель, но и люстры, ткани и обои – и открылся шоу-рум. Мебель Рульманна была сделана из дерева редких пород, с инкрустацией слоновой кости, которая красиво контрастировала с темной древесиной. Придуманная в 1925 году кушетка «Гондола» – один из ярких примеров творчества дизайнера. В 2006 году на аукционе Phillips она была продана за $ 125 000.
Люстра «Стокгольм I»
Рене Лалик
Рене Лалик внес огромный вклад в формирование сразу двух направлений: сначала ар-нуво, потом – ар-деко. Созданием люстр он начал заниматься после Первой мировой войны на крупном заводе в Винжен-сюр-Модере (Эльзас), приобретенном в 1918 году. И если раньше выдающийся ювелир и стеклянных дел мастер отдавал предпочтение природным мотивам и извилистым линиям – один из популярных орнаментов ар-нуво это, так называемый, «удар бича», придуманный художником Германом Обристом, – то теперь он обращается к символу солнца с расходящимися в разные стороны лучами. «Sunburst» – фирменный знак и отличительный символ «золотого» ар-деко.
Сам термин «ар-деко» появился во многом благодаря Рене Лалику. В 1925 году он спроектировал интерьер Sevres Pavilion на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже – именно на ней впервые ввели обозначение нового стиля. Стеклянный павильон Лалика включал огромный фонтан, названный «The Springs of France», это был классический пример ар-деко. А красивые стеклянные люстры, которые он создавал наравне с крупными формами – например, придуманная в 1927 году «Стокгольм I» – стали попыткой художника привнести искусство в жилые дома.
Стол «Лотос»
Эйлин Грей
В 1900 году 22-летняя Эйлин Грей впервые оказалась за пределами Ирландии и Лондона – в Париже, где в тот момент проходила всемирная выставка. Главенствующим стилем в том году был арт-нуво, и среди прочих в экспозиции присутствовали работы Чарльза Ренни Макинтоша. Они так восхитили Грей, что вскоре девушка переехала в Париж учиться сначала живописи, потом работе с эмалью, а затем и декорированию. Скоро Грей уже сама проектировала мебель. Свое знаменитое кресло из стальных трубок Bibendum она сделала для дома миллионерши Матье Леви в 1917 году. В том же году, в салоне des Artistes Décorateurs, она презентовала коллекцию лакированных декоративных панелей. Часть из них купила герцогиня Клермон-Тоннерре, еще часть – парижский кутюрье Жак Дусе.
С 1922 по 1930 Грей владела галереей Galerie Jean Désert, где выставляла свою мебель и ковры. Предметы, которые она делала в то время, были «роскошными и театральными» – в стиле ар-деко. Но самое интересное, что Грей удалось предугадать один из главных трендов будущих лет. Так, например, она придумала стол «Лотос» с явными отсылками к древнеегипетскому искусству за несколько лет до того, как в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, и реликвии древнего Египта стали находить отсылки во многих предметах ар-деко.
Складной стул
Робер Малле-Стивенс
Для парижской выставки в 1925 году французский архитектор и дизайнер Робер Малле-Стивенс спроектировал Pavillon du Tourism с его знаменитой часовой башней.
Этот объект во многом определил то, какой будет архитектура ар-деко 1920-30-х годов, с ее строгой закономерностью и смелыми геометрическими формами. И хотя в первую очередь Малле-Стивенс был архитектором, мебель для всех своих проектов он проектировал самостоятельно. Самые известные проекты архитектора: вилла для виконта де Ноай в Йере (1923-25), ряд домов в 16-м округе Парижа на улице, которая с 1927 года носит имя Малле-Стивенса (1926-27) и казино в Сен-Жан-де-Люз (1928). Этот деревянный складной стул он придумал позднее, в 1934 году.
Керамическая ваза
Джо Понти
Отец всего послевоенного итальянского дизайна, Джо Понти, известен, в первую очередь, как архитектор и автор мебели. Он внес огромный вклад в развитие дизайна и стал одной из самых влиятельных фигур в мировой истории дизайна XX века. В 1920-30-х годах Джо Понти работал на легендарной керамической мануфактуре Richard Ginori, адаптируя творения компании для широкого потребления. Вдохновляясь историей Рима, искусством Возрождения, архитектурой Палладио и неоклассикой начала XX века, в 1920-х годах он придумал коллекцию фарфора с амазонками. Изображения атлетического телосложения женщин – один из важных элементов стиля ар-деко – нашел небывалый отклик на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Эта работа получила Гран-при и навсегда вошла в историю.
Мы знаем Джо Понти, как одну из главных фигур итальянского модернизма, но именно его раннее творчество – искусно декорированные изделия, расписанные античными фигурами – рассказывает о том, насколько сильное влияние на формирование его стиля оказала парижская выставка. Среди шедевров раннего Понти – рисунок для шелковых тканей Vittorio Ferrari, массивные шкафы, отделанные терновым шпоном, и, конечно, коллекция керамики для Richard Ginori.
Giorgio Collection – итальянский бренд, который развивает наследие знаменитого стиля и создает предметы мебели в духе современного ар-деко. Каждая новая коллекция бренда – это переосмысление стиля «ревущих двадцатых» в контексте настоящего времени, технологичного и динамичного. Мы выбрали несколько предметов из ассортимента марки, которые, наравне с представленными выше, можно назвать иконами ар-деко, правда, в его современной интерпретации.
Консоль Infinity
Коллекция Infinity была впервые представлена в рамках выставки iSaloni в Милане в апреле этого года. Неизменный дизайнер бренда, Джорджио Соресси, на этот раз выбрал в качестве основного материала разновидность редкого красного дерева из Африки, макоре, и текстурный боливийский мрамор. отличительной чертой коллекции стала сложная геометрия предметов. Сложные призматические формы, вставки и фаски, скошенный под углом, создают неожиданные 3D-эффекты. У металлической консоли с верхом из боливийского мрамора основанием служит блестящая криволинейная фигура, рождающая необычные преломления и завораживающую игру света.
Барный шкаф Alchemy
Коллекция Alchemy основана на светлых тонах и альянсе цвета и сияния, поэтому ее основные материалы – шпон из африканского платана и муранское стекло. Барный шкаф, облицованный африканским платаном тигрового рисунка, внутри отделан глянцевым покрытием цвета синего кобальта, дно ящиков обито натуральной кожей «под игуану» серебристого цвета. Дизайн предельно лаконичный, но и выразительный – легко представить, как заключенная в белый манжет рука Гэтсби достает со стеклянной полки бутылку из толстого стекла, чтобы наполнить бокал своей спутницы.
Модульная люстра Arco
Сделанные из выдувного венецианского стекла подвески люстры «Arco» напоминают дух воздуха сильф. Они искрятся на свету и трепещут от дуновения ветра, словно танцуя. Вмонтированные в основание светодиоды напоминают о том, что предмет вполне современен, хотя и сделан с отсылкой к классическому ар-деко.
Голосование : Какой предмет ар-деко – самый иконический?
Сегодня погрузиться в атмосферу «ревущих двадцатых» можно в шоу-руме компании в Москве на базе сервисного центра Giorgio Collection Russia (Москва, ул. Дениса Давыдова, 4).