Музей современного искусства Аструп-Фернли (Astrup Fearnley Museet) в Осло — одна из крупнейших частных коллекций современного искусства в мире — подготовил ретроспективу Джеффа Кунса на основе собственных фондов. Институция может себе это позволить.
В этом году норвежская коллекция Astrup Fearnley празднует 25-летие, и этому объединенному «судостроительному собранию» есть чем гордиться: не забывая о поддержке национального искусства, за четверть века они умудрились сконцентрировать в своих обширных запасниках и впечатляющую историю мирового — от Пикассо, Бэкона и Уорхола до Каттелана, Херста, Мураками и Сяо Фэй. И, стоит отметить, подход к коллекционированию был выбран как раз в ретроспективном ключе — кураторы не ограничивались покупкой одной-двух работ классиков или самых актуальных художников contemporary art, а делали подборки произведений каждого автора, стараясь приобретать лучшие вещи разных периодов его творчества. Таким образом, и нынешняя выставка Кунса, одного из самых востребованных и противоречивых художников нашего времени, фактически не потребовала займов произведений в других коллекциях.
Экспозиция в Astrup Fearnley Museet включила около пятидесяти произведений Кунса, начиная с самых ранних, датированных 1980-ми, когда художник создавал концептуальные объекты, реди-мейды, на основе привычных будничных вещей. В музейном собрании представлены также образцы практически всех следующих серий Кунса, от огромных работ из фарфора (здесь хранится и одна из пяти скульптур «Майкл Джексон и Бабблс») и стилизованных под рекламу фотообоев с автопортретами в обществе его второй жены — порнозвезды Чиччолины, до блестящих «надувных» игрушек, обеспечивших их создателю безбедное существование и мировую славу.