Мир темных узоров — «уловок», которые могут ввести потребителей в заблуждение, — манипулятивен и мрачен. Что дизайнеры должны делать с этим?
Вы когда-нибудь бронировали отпуск и чувствовали давление от просмотра того, сколько других людей смотрит на него? Потратил час на разработку как отписаться от рассылки? Или вы чувствуете вину за то, что не подписались на функцию веб-сайта (также известную как «подтвердить позор»)?
Это означает, что вы испытали темные шаблоны, которые определяются как «уловки, используемые на веб-сайтах и в приложениях, которые заставляют вас делать то, что вы не хотели». Короче говоря, они отдают предпочтение коммерческим интересам компании, а не потребителю, и часто могут вводить в заблуждение.
Содержание статьи
«Являюсь ли я человеком из фольги?»
Этот термин был придуман специалистом по пользовательскому опыту (UX) Гарри Бриньюллом в 2010 году. Бриньюлл, который в настоящее время возглавляет UX-инновации в Smart Pension, говорит Design Week, что все изменилось с тех пор, как он назвал эти трюки десять лет назад. .
«Пока я делал это, я думал, что потянулся к нему», — вспоминает Бриньялл. «Я подумал: я человек из фольгированной шляпы? Я создаю ложное повествование? »
Повествование, как оказалось, не было ложным. Темные узоры существуют. И когда они выявлены и приняты соответствующие меры, они могут создать реальные юридические проблемы для компаний. В 2016 году веб-сайт LinkedIn, посвященный трудовым социальным сетям, согласился заплатить 13 миллионов долларов США за коллективный иск из-за функции «Добавить связи».
Веб-сайт был обвинен в доступе к учетным записям пользователей без их разрешения и рассылке приглашений по электронной почте контактам в их адресных книгах. Суд установил, что, хотя члены LinkedIn согласились импортировать свои контакты, они не согласились с двумя дополнительными «электронными письмами-напоминаниями», которые компания отправила об этих запросах.
Бриньял говорит, что часто, когда вы смотрите на компанию, которая может показаться «немного неэтичной», и смотрите на их принципы проектирования — «если они есть» — то, что вы обычно находите, является «полным противоречием». Как и LinkedIn, Facebook также столкнулся с юридическими (и финансовыми) последствиями этой практики. В 2018 году Норвежский совет потребителей опубликовал отчет, озаглавленный «Обманутый дизайном», в котором подчеркивается, что Facebook, Google и Microsoft используют «подталкивание к эксплуатации через темные узоры».
«Roach Motel» и «Принудительная непрерывность»
В настоящее время существует веб-сайт, посвященный мрачным моделям, в котором объясняются различные типы обманного дизайна. Roach Motel — это когда «вы очень легко попадаете в ситуацию, но потом вам трудно из нее выбраться». Между тем, принудительная непрерывность — это когда «ваша бесплатная пробная версия с услугой заканчивается, и ваша кредитная карта начинает молча списываться без какого-либо предупреждения». В движении изобилует запоминающийся брендинг, и темный термин Dark Patterns одержал победу над различными попытками присвоения имен, в том числе предложением лауреата Нобелевской премии Ричарда Талера «отстой».
Пользователи могут отправлять примеры в специальный аккаунт Dark Patterns в Твиттере: от банковских стартапов, мобильных сетей до крупных технологических компаний. Brignull действительно говорит, что важно не смешивать все это вместе. Нам нужно «сохранять ясность», говорит он. Некоторые элементы дизайна могут быть «манипулятивными», но они «в основном раздражают». Чтобы его можно было квалифицировать как темный образец, он «должен иметь вредный результат». Именно этот момент он должен был разъяснить юридической аудитории во время своей консультационной работы.
Привет, @RevolutApp. Что с этим запутанным, вопиющим темным обменом сообщениями здесь, когда я переключаю целевой маркетинг? Почему вы ДОЛЖНЫ быть такими хитрыми? Почему? Почему? pic.twitter.com/ERHN2Bn8bG
— Ким Гиллик (@KimberlyMicado) 6 ноября 2019 года
Могут ли темные узоры стать темнее?
Наряду с повышением осведомленности, еще одно изменение с тех пор, как этот термин был определен, — это степень, в которой технологии теперь внедрены в нашу жизнь. Brignull говорит, что он осознал степень этой зависимости, когда чистил зубы, и его Face ID не работал на его телефоне. Это был один момент его дня, который не нужно было заполнять, но смартфоны заполнили эти пробелы в нашей жизни.
Где эта зависимость означает темные узоры? Распространенность приложений означает, что темные узоры — это новый термин: темный UX. «Многие цифровые продукты полагаются на то, что вы несколько зависимы от них», — говорит Бриньялл. «Для достижения этого они используют те же трюки, что и темные узоры».
Росс Слайт (Ross Sleight) является директором по стратегическим вопросам в Somo, цифровой консалтинговой компании, которая работает над дизайном продуктов и опыта для таких клиентов, как HSBC, Audi и Vodafone, уделяя особое внимание мобильным технологиям. Он говорит, что одной из проблем является то, насколько «персональные» мобильные телефоны. «Мы бежим от них».
Слайт говорит, что одним из самых больших темных узоров является бесконечный свиток. Это оказало огромное влияние на то, как мы используем приложения в частности. Это также «вероятно, очень хороший шаблон дизайна; Вы можете прочитать много информации очень быстро », — говорит он. Но это приводит к последствиям: «мы заканчиваем тем, что не читаем вещи полностью».
На поведенческом уровне Sleight ставит под сомнение влияние, которое он оказывает на благополучие пользователей — что происходит, например, когда мы не получаем столько лайков, сколько хотим в посте Instagram? Он добавляет: «Все это можно рассматривать как негативные для клиентов. Это проблемы, которые мы, дизайнеры, должны принимать во внимание сейчас ».
Эти типы шаблонов оказывают различное влияние, более поведенческие и с менее ясными коммерческими результатами для компаний. Но они руководствуются одним и тем же показателем: успех социальных сетей — это количество времени, которое пользователи проводят на платформе. «Проблема не в темном образце, — говорит Слайт. «Это бизнес-модель, которая управляет темным образцом».
Более «гуманное» использование технологий
После того, как темные узоры были определены — и правильно определены — что мы будем с ними делать? Бриньялл говорит, что дизайнерам будет сложно саморегулироваться, поскольку они часто занимают младшие должности. Бриньул говорит, что во многих отраслях есть регулирующие органы, указывающие на супермаркет, финансовую и мясную промышленность. Принципы Управления по финансовому поведению в отношении справедливого отношения к клиентам являются «действительно хорошей формой регулирования».
Эта модель полезна, потому что она более гибкая. «Речь идет о результатах для дизайнеров, — говорит Бриньял, — а не просто: не делайте этого». «Вы можете адаптировать то, что вы делаете, к принципам, которые являются мягкими и относительно вечными, в то время как конструктивные особенности — такие как подтверждение стыда — меняются быстрыми темпами». (Другая проблема заключается в том, что эти конструктивные особенности часто широко применяются, даже если они не соответствуют конкретной услуге.)
Как Brignull, так и Sleight упоминают о Центре гуманных технологий, который был основан в 2016 году Тристаном Харрисом, специалистом по этике дизайна в Google. Посредством групп давления, идейного лидерства и «вдохновения», группа стремится привить чувство благополучия в технологии. На слушаниях в сенате в январе Харрис рассказывает о своем опыте работы в лаборатории убедительных технологий в Стэнфорде с основателями Instagram: «Я знаю культуру людей, которые создают эти продукты, и то, как они намеренно предназначены для массового обмана». Он утверждал, что дизайн — это не просто темные узоры, а «темная инфраструктура».
Что могут сделать дизайнеры?
«Темная инфраструктура» может звучать немного ошеломляюще — и может высветить озабоченность Бриньюлла идентифицировать любую раздражающую особенность как темный шаблон. В рамках движения основное внимание уделяется тому, что дизайнеры могут сделать для продвижения более «этических» принципов. UX Collective, например, рассказывает истории об UX, визуальном дизайне и дизайне продуктов и пишется самими дизайнерами. Одна статья со списком принципов этического дизайна содержит предупреждение Airbnb о бронировании, в котором нет детекторов угарного газа.
Основатель UX Collective, Фабрицио Тейшейра, рассказывает Design Week, что одной из проблем является то, что отрасль «одержима метриками». Некоторые из которых требуют переосмысления. Как указывает Teixeria, имеют ли смысл такие метрики, как время, проведенное на сайте, для веб-сайта электронной коммерции? И хотя Brignull считает, что изменения должны исходить сверху вниз, Тейшейра действительно предполагает, что это может стоить «убедительного уровня C», «иллюстрируя риск негативного PR». По его словам, часть изменений также может заключаться в «разработке нашей собственной технологической диеты», такой как отключение уведомлений на телефонах, удаление приложений и ограничение количества времени, которое мы проводим на наших телефонах.
Наряду с «предвкушением нездорового поведения» и публичными позорными компаниями, которые используют темные модели, это также вызывает уважение, говорит Тейшейра. «При проектировании речь идет о том, чтобы убедиться, что мы выбираем уважительные шаблоны проектирования, которые не будут создавать кроличьи норы для пользователей», — добавляет он.