- Статьи
- 12 мин на чтение
55
Данная статья написана (а лучше сказать собрана) для быстрого доступа ко всем методам и техникам UX-исследований. Каждая техника и метод содержат ссылки на внешние источники с подробным обзором.
Обычно методы UX-исследований делят на две основные категории: качественные и количественные:
- Качественные методы включают в себя интервью, опросы, фокус-группы и пользовательское тестирование. Эти методы используются для получения более глубокого понимания поведения и мотивации пользователей;
- Количественные методы предполагают анализ данных и проведение экспериментов. Эти методы используются для измерения поведения пользователей и понимания влияния различных проектных решений. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, и выбор метода для конкретной цели исследования зависит от контекста и задач исследования.
Но я решил не группировать методы по этим категориям*, а выдать все одним списком, а потом вкратце пробежаться по каждому методу из списка и оставить ссылки на подробные разборы методов.
* – так как и качественные и количественные методы могут применяться на одних и тех же этапах проектирования, то это деление в рамках текущей статьи не целесообразно; сначала рассмотрим наиболее чаще встречаемые методы, чтобы вы знали, что изучать в первую очередь.
Содержание статьи
- 1 Наиболее часто-используемые методы и техники
- 1.1 Карта сервиса (Service Blueprint)
- 1.2 Стратегия развития продукта (Product Strategy)
- 1.3 Ценностное предложение (Value Proposition)
- 1.4 Конкурентный анализ
- 1.5 Создание персон (Personas)
- 1.6 Карта пути пользователя (User/Customer Journey Map)
- 1.7 Раскадровки (Storyboards)
- 1.8 Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases
- 1.9 Глубинное интервью
- 1.10 Контекстное исследование (Contextual Inquiry)
- 1.11 User Flow
- 1.12 Карта сайта (Sitemap)
- 1.13 Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation)
- 1.14 Мозговой штурм (Brainstorming)
- 1.15 Мудборд (Mood board)
- 1.16 Юзабилити-тестирование (Usability Testing)
- 1.17 A/B тестирование (A/B Testing)
- 1.18 Фокус-группы (Focus Groups)
- 1.19 SWOT-анализ (SWOT Analysis)
- 1.20 А далее техники и методы используемые реже… Коридорное тестирование (Guerrilla Testing)
- 1.21 Айтрекинг (Eye Movement Tracking)
- 2 Всем спасибо за внимание!
- 3 Данная статья основана на:
Все методы UX-исследований одним списком
Наиболее часто-используемые:
- Карта сервиса (Service Blueprint) – подробный разбор метода от UpRock
- Стратегия развития продукта (Product Strategy) – подробный разбор метода от UX-Journal
- Ценностное Предложение (Value Proposition) – разбор метода и шаблон от UpLab
- Конкурентный анализ (Competitive analysis) – руководство по конкурентному анализу от UpRock
- Создание Персон (Personas) – подробный разбор метода от UpRock
- Карта пути пользователя (CJM/UJM) – подробный разбор метода от UX-Journal
- Раскадровки (Storyboards) – подробный разбор метода от Ольги Шавриной
- Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases – подробнее про эти методы на UpRock и Яндекс.Практикум
- Глубинное интервью (User Interview) – гайд по глубинному интервью от “Оди. О дизайне”
- Контекстное исследование (Contextual Inquiry) – подробный разбор метода от UpRock
- User Flow – подробный разбор метода от UX-Journal
- Карта сайта (Sitemap) – подробный обзор на Medium
- Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation) – подробный разбор метода от Medium
- Мозговой штурм (Brainstorming) – подробный обзор метода от ux.pub
- Мудборд (Mood board) – подробный обзор метода от “Оди. О дизайне”
- Юзабилити-тестирование (Usability Testing) – подробный разбор метода от UX-Journal
- AB-тестирование (A/B-Testing) – подробный разбор метода от UX-Journal
- Фокус-группы (Focus Groups) – подробный разбор метода от UpRock
- SWOT-анализ (SWOT Analysis) – подробный разбор метода от MoreThanDigital
Используемые реже:
- Коридорное тестирование (Guerrilla Testing) – подробный разбор метода от Leadstartup
- Айтрекинг (Eye Movement Tracking) – подробный разбор метода от itlogia
Многовато вышло частых и совсем мало редких, но таковы реалии… Коридорные тестирования обычно и вовсе не котируются в качестве исследований, а для айтрекинга необходимо отдельное оборудование и есть особенности для проведения такого рода теста, что не всегда оправдывается.
А вот все остальные методы рекомендую изучить подробнее.
Наиболее часто-используемые методы и техники
Карта сервиса (Service Blueprint)

Карта, отображающая все точки соприкосновения пользователя с вашим продуктом, а также основные внутренние процессы, связанные с этим. Полезно для визуализации пути, пройденного пользователем по нескольким направлениям, и возможностей улучшения этого прохождения.
Для подробного изучения:
- “Карта сервиса: Определение” от UpRock
- “Составление карты сервиса на практике: Кто, когда, как?” от UpRock
Стратегия развития продукта (Product Strategy)

Стратегия развития продукта – это основа жизненного цикла продукта и план его дальнейшего развития. Она позволяет UX-дизайнерам сфокусироваться на конкретных целевых аудиториях и привлечь внимание к продукту и потребительским качествам.
Для подробного изучения:
- “Стратегия развития продукта: с чего начать, как найти слабые места…” от UX-Journal
Ценностное предложение (Value Proposition)

Заявление, в котором описываются ключевые аспекты продукта: что это такое, для кого он предназначен и как он будет использоваться. Ценностное предложение помогает команде достичь консенсуса относительно того, каким будет продукт.
Для подробного изучения:
- “Шаблон ценностного предложения” от UpLab
Конкурентный анализ

Проведение аудита/обзора конкурирующих сайтов и приложений; проведение пользовательского тестирования конкурирующих сайтов; написание отчета с кратким описанием конкурентной среды.
Для подробного изучения:
- “Руководство по конкурентному анализу” от UpRock
- “Анализ конкурентов с примерами” от UXprice
Создание персон (Personas)

Персоны – это архетипы реальных пользователей. Это представление определенной группы людей со схожим поведением, потребностями, целями, навыками, установками и т.д. Персоны позволяют оживить пользователей и лучше понять их проблемы. Такое понимание позволяет дизайнерам принимать правильные решения о функциях продукта, навигации, взаимодействии, визуальном дизайне и многом другом.
Для подробного изучения:
- “Метод персон в UX” от UpRock
- “Что такое метод персон и как его продуктивно использовать” от ux.pub
Карта пути пользователя (User/Customer Journey Map)

Карта пути пользователя (CJM/UJM) – это отличный инструмент для UX-дизайнеров, поскольку она визуализирует взаимодействие пользователя с продуктом и позволяет дизайнерам увидеть продукт с точки зрения пользователя.
Для подробного изучения:
- “Что такое Customer Journey Map (CJM) и как построить ее правильно” от UX-Journal
- “3 типа карт пути в UX и продуктовом дизайне” от UpRock
Раскадровки (Storyboards)

Комикс, иллюстрирующий последовательность действий потребителя при использовании продукта. Это позволяет перевести функциональные возможности в реальные ситуации, помогая дизайнерам проникнуться сочувствием к потребителю и одновременно получить первое представление о масштабах продукта.
Для подробного изучения:
- “Раскадровки UX- идей и исследований: зачем дизайнеру интерфейсов сториборд” от UX-Journal
- “Разбор задачки: как я использую Storyboards в дизайне” от Ольги Шавриной
Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases

Полный перечень сценариев, которые происходят при взаимодействии пользователей с продуктом: вход в систему, не вход, первое посещение и т.д. Обеспечивает тщательное рассмотрение всех возможных действий, а также поведения системы в каждом сценарии.
Для подробного изучения:
- “Что такое пользовательские сценарии в UX?” от “Воздушный Дизайн”
- “Пользовательские сценарии: руководство для новичков” от UpRock
- “Варианты на все случаи жизни: как написать полезный use case” от Яндекс.Практикум
Глубинное интервью

Интервью с пользователем – это распространенный метод исследования пользователей, который обычно используется для получения качественной информации от существующих пользователей. Интервью с пользователем помогает UX-дизайнеру лучше понять своих пользователей (их эмоции и мнения). Эта техника особенно полезна, когда целевая аудитория является новой или неизвестной для команды.
Для подробного изучения:
- “Гайд по глубинному интервью. Как выжать максимум (из респондента)” от “Оди. О дизайне”
- “Как написать эффективный гайд для UX интервью” от UpRock
Контекстное исследование (Contextual Inquiry)

Контекстное исследование – это разновидность этнографического полевого исследования, предполагающая углубленное наблюдение и интервьюирование небольшой выборки пользователей с целью получения глубокого понимания рабочих практик и поведения.
Для подробного изучения:
- “Как контекстное исследование может улучшить дизайн?” от UpRock
User Flow

Визуальное представление потока действий пользователя по выполнению задач внутри продукта. Это взгляд пользователя на организацию сайта, позволяющий легче определить, какие этапы можно улучшить или переделать.
Для подробного изучения:
- “Полное руководство по User Flow: как сделать, примеры и советы” от UX-Journal
- “Про User Flow” от Contented
Карта сайта (Sitemap)

Один из наиболее классических видов информационной архитектуры: диаграмма страниц сайта, организованных по иерархическому принципу. Она позволяет легко представить основную структуру и навигацию сайта.
Для подробного изучения:
- “Информационная архитектура: руководство для UX-дизайнеров” от UpRock
- “Как создать карту сайта: простое руководство” на Medium
Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation)

Эвристическая оценка – это детальный анализ продукта, который позволяет выявить хорошие и плохие практики проектирования в существующем продукте. Она помогает UX-дизайнерам визуализировать текущее состояние продукта с точки зрения удобства использования, доступности и эффективности опыта.
Для подробного изучения:
- “Эвристическая оценка. Мощный UX-инструмент в руках дизайнера” от Medium (работает по VPN)
Мозговой штурм (Brainstorming)

Мозговой штурм широко используется командами как метод генерации идей и решения проблем. Мозговой штурм позволяет команде представить широкий спектр проектных решений, прежде чем принять решение о том, какого из них следует придерживаться.
Для подробного изучения:
- “Мозговой штурм в дизайне: от появления идеи до ее реализации” от ux.pub
- “Как проводить мозговой штурм” от Miro
Мудборд (Mood board)

В UX-дизайне доски настроения используются для визуального отображения чувств или ценностей, которые должен вызывать цифровой продукт. Доски настроения – это коллажи, которые доступны и понятны даже людям с небольшим опытом в области дизайна.
Для подробного изучения:
- “Мудборды в UX: как и зачем их использовать” от “Оди. О дизайне”
- “Зачем дизайнеру нужен мудборд и как его составить” от Яндекс.Практикум
Юзабилити-тестирование (Usability Testing)

Юзабилити-тестирование – это наблюдение за тем, как пользователи пытаются выполнить задачи с помощью продукта. Тестирование может быть сфокусировано на каком-то одном процессе или иметь более широкий спектр.
Для подробного изучения:
- “Что такое юзабилити-тестирование и как провести его правильно” от UX-Journal
- “Как проводить юзабилити-тестирование” от Сontented
A/B тестирование (A/B Testing)

A/B-тестирование – это предложение альтернативных версий продукта разным пользователям и сравнение результатов с целью выяснения, какая из них работает лучше. Это отличная техника для оптимизации воронок и целевых страниц.
Для подробного изучения:
- “A/B тестирование в UX дизайне сайтов и приложений“ от Cloudmakers
- “А/Б тестирование — практическое руководство: что такое, в чем ценность и как провести“ от UX-Journal
Фокус-группы (Focus Groups)

Фокус-группа – это модерируемая дискуссия, в которой обычно участвуют от 5 до 10 человек. Вы собираете людей для обсуждения вопросов и проблем, связанных с особенностями пользовательского интерфейса. Группа обычно длится около 2 часов и управляется модератором, который поддерживает фокус группы.
Для подробного изучения:
- “Фокус-группы: руководство” от UpRock
SWOT-анализ (SWOT Analysis)

Различные методы оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, влияющих на пользовательский опыт продукта.
Для подробного изучения:
- “SWOT-анализ — определение и 5 шагов для профессионального SWOT-анализа” от MoreThanDigital
А далее техники и методы используемые реже…
Коридорное тестирование (Guerrilla Testing)

Коридорное тестирование – один из самых простых (и дешевых) видов пользовательского тестирования. Это быстрое юзабилити-тестирование интерфейса в процессе разработки, цель которого — обнаружить очевидные недочеты в дизайне. Коридорное тестирование обычно подразумевает посещение кафе или другого общественного места с целью расспросить людей о вашем продукте или прототипе. Такое тестирование можно проводить где угодно – в кафе, библиотеке, на вокзале и т.д., в общем, везде, где можно найти подходящую аудиторию.
Плюсы этого метода рождают его минусы: очевидно, что подобного рода интервью будут поверхностными и проводить их стоит лишь для выявления самых очевидных недочетов на ранних стадиях проектирования. Подробнее по ссылкам ниже.
Для подробного изучения:
- “Что такое коридорное тестирование, как его провести + примеры” от leadstartap
Айтрекинг (Eye Movement Tracking)

Технология, анализирующая движения глаз пользователя по макету пользовательского интерфейса (т.е. веб-страницы). Айтрекинг позволяет получить данные о том, что удерживает интерес пользователя на экране и как можно оптимизировать процесс чтения с помощью дизайна.
Для подробного изучения:
- “Айтрекинг в веб-дизайне” от Айтилогия
- “Что такое айтрекинг” от SkillBox
Всем спасибо за внимание!
Данная статья была написана специально для телеграм-канала “Воздушный дизайн”.