- Определитесь с тем, где будете строить карту: онлайн сервис или обычные клеящиеся стикеры и стена.
- Хотите единого понимания? Соберите представителей бизнеса и разработки: менеджер продукта, менеджер проекта со стороны разработки, аналитик, технический и дизайн лиды, возможно кто-то из разработчиков и т.д.
- Заранее тяжело зафиксировать длительность воркшопа, но если на составление первой версии карты вам требуется больше двух рабочих дней, то это признак того, что концептуальный уровень продукта плохо проработан на стороне бизнеса.
- Подготовьтесь к фасилитации воркшопа, чтобы остальным участникам было проще фокусироваться на работе.
- Предложите менеджеру продукта поделиться пониманием, как бизнес представляет будущий продукт, еще раз пройдитесь по бизнес-целям, существующим ограничениям в реализации и т.д.
- Если у UX специалистов уже есть инсайты ЦА на основе результатов аналитики, пусть они поделятся ими.
Начинайте с вопроса: Что бы пользователь сделал с продуктом? Выделите время, чтобы каждый самостоятельно ответил и записал результат.
- Подумайте о действиях, которые пользователь может совершать в продукте (в идеале, это действия, которые можно совершать без переключения).
- Старайтесь использовать глаголы при описании этих действий.
- Подумайте, как изменится флоу использования продукта для пользователей с другими ролями (например, администрация).
Спустя минут 10 начните совместное обсуждение результатов. Необходимо прийти к единому флоу, действия которого понятны всем участникам.
Будет классно, если на этом шаге будет как можно больше обсуждений, чтобы все не только пришли к единому флоу, но и прониклись им, разделяли его.
- Первым делом, скомпонуйте похожие заметки. Какие-то из них потребуется переформулировать,
- Сгруппируйте их так, чтобы действия соответствовали конкретным ролям пользователей,
- Каждое полученное действие должно преследовать конкретную цель. Расположите цели над действиями,
- Полученные цели и действия есть наш вероятный флоу продукта. Проверьте, чтобы расположение действий соответствовало логической последовательности использования продукта,
- При чтении слева-направо, у вас должна получится единая история использования. Расскажите её вслух, чтобы понять, не упустили ли вы чего.
Иногда, действия могут приводить сразу к нескольким целям. Это нормально, размещайте их в той группе, где у них наибольшее влияние.
Самая длительная часть. Каждое действие нужно декомпозировать до шагов, которые вместе приведут пользователя к выполнению желаемой активности.
Прежде, чем обсуждать каждое действие совместно, выделите время для самостоятельной проработки. Этот процесс может занять много времени, поэтому контролируйте тайминг. Именно декомпозиция действий способствует генерированию идей по возможностям достижения целей и помогает всем прийти к единому видению.
Как записывать шаги на карту? Готово шаблона нет.
- Использование глаголов при написании помогает концентрироваться на пользовательском действии (а не на конкретных функциях, что исключает возможность поиска лучших решений).
- Уровень декомпозиции примерно, что и у пользовательской истории, которую можно разработать в течении 1 спринта (если длина спринта не менее 2 календарных недель).
На этом этапе карта становится все больше и больше, причем иногда в неожиданной для вас части. Это не значит, что растут размеры самого продукта, растет ваше понимание его.
Кажется, что сделать это просто, но обычно эта часть вызывает множество споров 🙂 Расставьте стикеры с шагами по вертикальной оси в порядке приоритета для бизнес-целей.
Теперь на карте есть цели, действия, шаги и приоритетность. Определите этапность реализации, что попадет в первый релиз, будет ли у вас MVP и т.д. Важно, чтобы каждый релиз помогал достигать определенных бизнес-целей.
Используйте горизонтальную линию, чтобы отделять релизы. Над линией, что сделаете в этом релизе. Под, что пойдет в следующий.
Скорее всего, к этому моменту команда будет утомлена, подбодрите всех участников и объективно взгляните на полученный результат. Например, проверьте все действия на соответствие поставленным перед продуктом бизнес-целям и вообще на реализуемость (в разумных пределах, поскольку это не полноценный технический анализ).
Вместе еще раз проверьте весь флоу: каждый шаг соотнесен с действием, которое соответствует конкретной пользовательской цели. Все это имеет последовательное повествование.
В идеале, распечатать карту и повесить на стене, чтобы команда всегда могла увидеть результат совместного обсуждения. Есть классный Agile термин — «информационный излучатель» (придуманный Alistair Cockburn). Так вот карта как раз им и является, распределяет знания, укрепляя общее понимание продукта командой.