По данным исследования PwC, рынок фриланса в России стабильно растет и к 2025 году может достичь $102 млрд. Компании из разных сфер все больше привлекают фрилансеров для работы, спрос растет, а значит — все большее число людей изучает возможность перейти на удаленную работу и самозанятость.
В материале для Freelance.today Александр Шавров, руководитель группы B2C-продаж Yandex Cloud раскроет несколько советов о том, как опытным и начинающим фрилансерам извлечь максимум прибыли из заказов.
Повышать свою стоимость на рынке
Постоянное обучение — необходимый процесс для современного человека. Рынок фриланса — высококонкурентный. Так, в мае 2023 г. замминистра экономического развития сообщила, что за пять лет число самозанятых в России выросло более чем в 20 раз –до 7,5 млн. В крупных компаниях вопросы обучения сотрудников часто уже включены в программы благополучия и HR-бонусы, однако фрилансерам необходимо самостоятельно следить за повышением квалификации. Актуальные компетенции, которых нет у других — одно из главных УТП, которое помогает увеличить свою стоимость на рынке, поэтому не стоит экономить на вложениях в обучение.
Кроме того, существует много бесплатных образовательных курсов, которые можно найти в открытых источниках, таких как YouTube, онлайн-университетах, вроде Яндекс Практикум, а также на ресурсах крупных компаний, особенно в IT-сфере. К примеру, если для вас актуальна тема облачных сервисов, и вы хотите сделать апгрейд своих знаний — бесплатные курсы от Yandex Cloud будут довольно полезны. Можно изучить специальность инженера облачных сервисов, основы работы с Datalens и не только. Как дополнительное преимущество, вокруг таких обучений часто формируются узкопрофильные чаты и сообщества.
И там, помимо актуальных знаний, можно найти единомышленников, включиться в обмен опытом с коллегами и приобрести новые полезные знакомства. Непрерывное образование и комьюнити — это то, что в перспективе точно принесет результат в виде роста дохода.
Расширять диапазон поиска
Зачастую ключевой источник получения заказов для начинающего фрилансера — это сарафанное радио. Но важно помнить, что это хороший, но нестабильный канал, который сложно поддается контролю. Чтобы получать значительно больше, нужно быть проактивным и исследовать другие ресурсы для стабильного получения заказов. Биржи фриланса — один из таких источников, поэтому лучше всего иметь аккаунты сразу на нескольких из них. Изучение маркетинговых инструментов — также необходимый навык для любого специалиста, даже если вы работаете в сфере IT и далеки от навыков продвижения. Вложения в настройку воронки продаж окупятся регулярным притоком клиентов и помогут любому фрилансеру чувствовать себя на рынке стабильнее. А начать изучение этой темы можно с изучения полезных материалов и статей в СМИ. Например, для ресурсов для предпринимателей, таких как Rusbase.
Максимально использовать бонусные программы
Большое число компаний сегодня предлагают партнерские программы как дополнительный источник дохода фрилансера. Так, например, год назад команда Yandex Cloud запустила бонусную программу для фрилансеров в сфере IT: пользователи могут рекомендовать облако своим клиентам-компаниям и получать вознаграждение. За год в программе поучаствовали 500 DevOps-инженеров, разработчиков, системных администраторов, аналитиков и других IT-специалистов.
В рамках этой программы вознаграждение выплачивается реальными деньгами, но есть большое количество программ у разных компаний, где можно получать оплату и бонусами. Прицельно исследуйте рынок на этот счет, обязательно найдется компания с выгодной бонусной программой, релевантной именно для вашей сферы.
Погружаться в юридические аспекты
Часто крупные компании опасаются работать с фрилансерами, так как не доверяют им сохранение коммерческой тайны или персональных данных. Поэтому любому независимому специалисту, который хочет получать большие заказы, важно понимать необходимость подписания NDA, разбираться в юридических тонкостях этого документа и не бояться работать по договору, а не только по обсуждению дел на словах (которые часто встречаются на фрилансе). Кроме того, фиксация задач, сроков и взаимных обязанностей на бумаге обезопасит не только заказчика, но и исполнителя. Например, от несвоевременной оплаты или невыполнения других условий заказчиком, которые могут влиять на результат.
Так, по данным опроса Solar Staff, большинство фрилансеров беспокоит, заплатит ли им клиент вовремя, как будет осуществляться коммуникация, а также точность постановки задач.
О том, как юридически оформлять свою работу на фрилансе бесплатных курсов не так много, но всегда можно взять разовую консультацию у хорошего юриста или изучить основы на недорогих онлайн-уроках вроде Нетологии. Кроме того, стоит изучить, какие банки и сервисы предлагают бесплатную помощь с документооборотом и ведением бухгалтерии. Часто банки предлагают такие услуги взамен на заведение у них расчетного счета для ИП.
Презентовать себя и выстраивать личный бренд
Иногда специалист на фрилансе получает меньше своих коллег только потому, что необъективен в оценке себя и своих заслуг. Причем — не в лучшую сторону. Многие, особенно начинающие специалисты, чувствуют неуверенность, выходя на рынок и занижают стоимость. Чтобы стать увереннее и научиться объективно анализировать свой опыт, каждому фрилансеру можно посоветовать:
- Провести внимательный аудит своих компетенций. Зафиксируйте текстом все, что вы на самом деле умеете, свое образование (включая дополнительное), а также опыт, который уже наработали. Список не должен ограничиваться сухим изложением, как в резюме. Подумайте о дополнительных скиллах и услугах, которые вы можете предложить клиенту. Возможно, вы делаете все быстрее других или разработали свою уникальную систему отчетности, которая в чем-то экономит время клиенту. Зафиксируйте такие компетенции для себя, чтобы в будущем было легче транслировать их другим людям.
- Собирать отзывы клиентов. Это можно делать в любых удобных форматах: видео, аудио или текст. Такие отзывы тоже смогут помочь с пунктом выше, а также им можно будет разместить у себя на сайте и в соцсетях, привлекая больше заказчиков.
- Изучить ценообразование конкурентов. Безусловно, собственный прайс не должен базироваться только на субъективной оценке и собственном желании. Он в равной степени должен опираться и на ситуацию в рынке, изучив которую можносформировать независимую и более реальную оценку своих услуг.
- Учиться самопрезентации и развитию софт-скиллов. Это поможет обрести уверенность на личных встречах, лучше продавать свои услуги, а также коммуницировать с клиентами более эффективно.
Все эти шаги в результате помогут сформировать личный бренд, который станет отражением именно вашей личности и особенностей. Ведь именно индивидуальность и аутентичность — это то, что привлекает людей и то, что действительно отличает всех более дорогих специалистов.